В минувшую пятницу вечером произошли автоматические отключения подачи газа в 30 домах Североморска, Рослякова и Сафонова. В общей сложности в 2097 квартирах исчезло голубое топливо. В Мурманске отключений не было. Ситуация активно обсуждалась и на уровне областного правительства, и на уровне муниципальных властей. И одни, и другие всю вину за происходящее с газоснабжением в области возлагают на само предприятие. Но у его руководителя иное мнение.

- В субботу пришли цистерны с газом, и с 8 утра 30 июня производилось подключение, - сказал в своем комментарии корреспонденту «Мурманского вестника» генеральный директор ОАО «Мурманоблгаз» Александр Черненко. - Два дома в Сафонове не смогли подключить сразу, поскольку их жители оставили горелки в своих квартирах открытыми. Опрессовка, которая необходима при подключении ресурса, производится при помощи воздуха, и видно по показаниям приборов, что где-то не закрыты краны. Пришлось искать хозяев, это заняло много времени. Но в понедельник и эти дома уже были подключены. Сейчас ситуация с газом, можно сказать, нормализовалась. Для сравнения: в Мурманске за выходные, помимо обращений по поводу снижения давления газа в сети в аварийную службу самого предприятия, было 412 обращений в службу «051». А за понедельник - всего 9. Сейчас на базе находится 70 тонн газа, отгружено 90 тонн и еще 30 - в пути, в Кандалакше. Что касается платежей, то тем гражданам, у которых произошли отключения газа, будет сделан перерасчет платежей.

По мнению генерального директора газоснабжающего предприятия, причин возникшей ситуации множество. Наиболее глобальные - системные проблемы, от которых страдает не только Мурманоблгаз, но и все ресурсоснабжающие организации. Нельзя сбрасывать со счетов и региональные особенности - в частности, отток населения. Ведь средства на функционирование системы газоснабжения растут, а количество жителей области, которые за это платят, заметно уменьшилось и продолжает уменьшаться. Еще одна причина - накопившиеся долги исполнителей жилищно-коммунальных услуг. Ну и жильцы-должники тоже не торопятся расплачиваться по счетам. Наиболее действенная мера воздействия на них - отключение газа, и сотрудники Мурманоблгаза ее активно используют. За год было отключено 744 квартиры. Суммарный долг их жильцов составил 9 миллионов 400 тысяч рублей. 444 из этих квартир были снова подключены после оплаты долгов, но только на сумму 3 миллиона 400 тысяч рублей, то есть предприятие идет людям навстречу и дает им возможность погашать долги в рассрочку.

- В убытки вводит нас и низкий тариф, - продолжил перечень причин гендиректор. - Чтобы предприятие функционировало бесперебойно, тариф нужно увеличивать процентов на 20. Мы подали соответствующие документы в областное управление по тарифному регулированию еще осенью прошлого года, но пока нам ничего не обещают.

Но это, как говорится, проблемы «со стажем». А есть еще и сезонные.

- Летом мы готовимся к зиме, - продолжил Александр Черненко. - Ремонт наружных сетей требует больших затрат, и нам приходится выбирать между закупкой газа и сезонными работами. Кроме того, работники нашего предприятия уходят в отпуска. Да и сами жители области в массовом порядке уезжают на отдых, а вносить предоплату за коммунальные услуги у нас как-то не принято. Соответственно, нам поступает гораздо меньше денег, чем обычно.

Но министр энергетики и ЖКХ области Владимир Гноевский корень проблем видит совершенно в другом.

- Что касается тарифов, то если они не устраивают предприятие, все вопросы на эту тему должны решаться цивилизованно - в суде, - заявил он. - И к таким мерам прибегают энергоснабжающие компании, деятельность которых регулируется на государственном уровне. И доводы, что кто-то когда-то установил не тот тариф, безосновательны. Если Мурманоблгаз считает, что тариф занижен, значит, надо обращаться в суд. Но это не освобождает предприятие от выполнения его задач и возложенных на него функций - бесперебойного снабжения газом населения области. Это первое. А большие отпуска, сезонные работы, капитальные ремонты - сегодня все энергоснабжающие компании этим занимаются. Но ни с одной из них мы не обсуждаем тарифное регулирование. Они сами знают, как этим заниматься и как доказывать это - в суде или какими-то иными способами.

- Ничьи цистерны, кроме Мурманоблгаза, мы не ловим на железной дороге, - заявил Владимир Гноевский. - У нас только облгаз к своей работе привлекает всех - правительство, правоохранительные органы, администрации муниципальных образований. На мой взгляд, у этой газоснабжающей компании сегодня нет четкого понимания логистики обеспечения газом населения региона. Ведь любая компания планирует бюджет доходов и расходов под те цели и задачи, которые перед ней стоят. Привлекают кредитные ресурсы, иные заемные средства, договариваются с поставщиками в части стабильной поставки расходных материалов.

По словам министра, уже подготовлен запрос в Мурманоблгаз, чтобы компания предоставила информацию, как планирует работать до конца года. Сколько средств собирается с населения, с иных потребителей, на какой объем предприятие кредитуется под свои цели и задачи - под поставку газа, под ремонтную кампанию, под выдачу заработной платы.

- Такая «картинка» должна быть на любом предприятии, - сказал, завершая комментарий, Владимир Гноевский. - Должен быть финансовый баланс, топливный баланс, нельзя постоянно работать в пограничном режиме. Обязанности областного бюджета по выдаче субсидии Мурманоблгазу, компенсирующей выпадающие доходы предприятия из-за разницы между экономически обоснованным тарифом и установленным для населения, на 99 процентов выполнены. Мы в следующий понедельник сделаем последний платеж, и сумма будет полностью закрыта. То есть мы свои обязательства выполнили. А дальше уже предприятие должно решать, как работать с должниками, с банками, с управлением по тарифному регулированию. Но обязательства свои оно должно выполнять в полном объеме. Его проблемы не должны становиться проблемами жителей.

Фото:
Фото с сайта http://en.rian.ru
Дарья МОРОЗ.