В Железнодорожном обо всем говорят в прошедшем времени: было, стояло, работало. Гердауэн, так он назывался при немцах, почти не пострадал во время войны и, как говорят старожилы, очаровывал красотой: кирха, пивной завод и мельница, прекрасный центр со старинными домами и вымощенными улочками, орденский замок с конюшнями (он единственный был сильно разрушен). И все это вписано в удивительный ландшафт с холмами, вековыми деревьями и большим озером. Так что весь поселок целиком - это многовековой памятник архитектуры.

- Мельница и пивзавод работали в советское время. Первая теперь обваливается, вся в дырах, а завод разобрали на кирпичи - уцелела только труба, - рассказала Лариса Малкова. - Еще у нас есть здание, похожее на дворец, - с колоннами, парком. Раньше там был интернат, а сейчас оно заброшено.

Мы прогулялись к заводу: комплекс промышленных зданий принадлежит частному владельцу, и все, что уцелело, продолжают разбирать. Не лучше судьба и у мельницы: ее тоже выкупили. Хозяин строил планы, как восстановит здание и превратит его в гостиницу. Рядом организовал гостевой дом с кафе, баней. Но мельницу спасти одному оказалось не по силам - здание выставлено на торги. Кто знает, может, вскоре его тоже разберут на стройматериалы....

Кирха XIV века пока еще стоит. За время своего существования она была сильно повреждена три раза, но в двадцатых годах ХХ века ее восстановили. После войны там размещался Дом культуры. Но за зданием не следили, оно и начало рушиться. Сейчас церковь закрыта решетками, хотя жильцы рядом стоящих домов говорят, что подростки все равно находят лазейки и взбираются на смотровую башню.

- У нас тут разруха, а ведь место красивое - мы с семьей однажды переехать отсюда хотели, но вернулись обратно. Нет лучше места, чем Железнодорожный, - продолжает Лариса Малкова.

Видимо, действительно что-то есть особое в этих местах: иначе как объяснить, что в поселке, где все обветшало и нет работы, много детворы и молодых мамочек с колясками.

- Я окончила медакадемию в Смоленске, работаю здесь детским врачом - все нравится, жилье дали. А так с работой сложно: мужчины ездят кто за 70 километров в Калининград, кто в Москву и Питер, а жены с детьми ждут дома, - поделилась с нами молодая мама Рита Серебро.

Еще одна проблема, о которой говорят жители, - мусор. Местная коммунальная служба не справляется, горы отходов не вывозят неделями.

Радует, что по-прежнему работают станция скорой помощи (она же амбулатория), Дом детского творчества, Дом культуры. В школе - радостное событие, долгожданный ремонт.

- Меняем окна, будем фасады красить. Жаль, что деньги поздно пришли: мы уже ремонты в классах сделали. Но это ничего, приведем снова в порядок, главное, что зимой тепло будет, - рассказала директор школы Эмилия Протченко. - У нас учится много детей, почти половина - из сел. Мечтаем о новом автобусе: у нас их два, один уже устарел.

Пока гуляешь по поселку, все время думаешь, как бы он мог выглядеть, если привести его в порядок. А пока тут надеются лишь на одно - строительство рядом погранперехода (об этом говорил губернатор). Вот тогда, рассуждают люди, может, на нас внимание обратят, денег выделят, и, глядишь, туристы поедут.

Официально

Игорь Демко, глава МО «Городское поселение Железнодорожное»:

- Я стал главой в июне этого года. Понимаю, что будет непросто: своими силами поселок не восстановить. Инвесторы пока Железнодорожным не особо интересуются, сейчас есть одно предложение, но и это только планы. Но мы не сидим сложа руки: хотим разобраться с водоснабжением - начали промывать скважины, планируем заменить водопровод, отремонтировать очистные. К 2018-му проведем газ. Есть возможность осуществлять грузоперевозки по железной дороге, но пока поезда идут транзитом.

Что касается двух старинных домов в аварийном состоянии в самом центре - они в частной собственности, и владелец должен начать реконструкцию уже осенью.

По мусору: у нас всего одна машина, да и та совсем старая, не справляется. Хотим приобрести новую - постараемся в текущем году или войдем в программу областного софинансирования в 2014-м.

Раньше в Гердауэн приезжало много гостей. Особой популярностью пользовалось озеро Бактинзее, где до XVIII века существовал четырехметровый плавающий остров.

Оксана САЗОНОВА, газета «Страна Калининград»