Мы пришли в Певек, самый северный город России, административный центр Чаунского района Чукотского автономного округа. Путь сюда на танкере «Хатанга», который доставил дизельное топливо в рамках северного завоза, был неблизкий - через пять морей, почти вдоль всего северного побережья России, и долгий - 13 суток.

Чтобы получше узнать о городе, решил встретиться с первым заместителем главы местной администрации Александром Бойко. Договорились на… 4 утра. Пусть вас не шокирует указанное время. Оно московское, а по-местному был полдень.

В советские годы в Певеке проживало свыше 12 тысяч человек, сегодня почти в четыре раза меньше. Об этом свидетельствуют и брошенные дома в микрорайоне под название «Коса», что расположился в районе порта.

Планировка города рассчитана на защиту от сильнейших ветров. Дома возводились так, чтобы каждый микрорайон имел здание-стену, перекрывающее сильный воздушный поток, защищая собой другие сооружения. Практически все многоэтажные дома стоят на сваях. Это необходимость в условиях вечной мерзлоты.

И в советские годы, и сейчас здесь добывают золото. Этим занимаются «Золоторудная компания «Майское», «Чукотская горно-геологическая компания», производственный кооператив «Артель старателей «Чукотка». Раньше добывалось и олово, но с падением цен на этот металл его добыча стала нерентабельной. Впрочем, сейчас вновь поднимается вопрос о восстановлении его добычи.

Как с гордостью заявил Бойко, именно в этих краях был добыт уран, из которого изготовили первую советскую атомную бомбу. Есть залежи угля, но до его добычи дело пока что не дошло. Уголь для местной ТЭЦ, которая обогревает квартиры и социальные объекты, вырабатывает электричество и опресняет морскую воду для бытовых нужд, завозится морским путем.

В Певеке находится администрация заповедника «Остров Врангеля». Есть гражданский аэропорт, имеющий прямое сообщение с Москвой. Аэропорт располагается в уникальном месте. Здесь 320 дней в году ясное небо, даже если рядом в Певеке пасмурно.

Перспективы развития Певека Александр Бойко связывает с большими предприятиями: «Полиметалл» с месторождением золота «Майское», весной открылась обогатительная фабрика, месторождением Купол и золоторудным обществом «Клен».

Свидетельство надежд на лучшее будущее - предстоящая реконструкция морского порта, которому предоставлен статус международного, и нефтеналивной базы. В последнее время к городу проявляют интерес иностранцы. Связано это в том числе с удачным расположением Певека на трассе Севморпути. Здесь уже побывали делегации из Франции, Японии, Германии.

Буквально на днях Певек посетили представители концерна «Росэнергоатом». С местным руководством обсуждался вопрос о выделении участка для установки плавучей атомной электростанции.

На 1 ноября в Певеке назначены общественные слушания по данному вопросу. Противники вряд ли будут. Ведь проблема энергообеспечения города стоит очень остро. Билибинская АЭС, от которой поступает электроэнергия, свой ресурс выработала. Он продлен до 2018 года, а дальше провал. Местная ТЭЦ обеспечить город электричеством не сможет. Спасение в установке ПАЭС.

Социальные проблемы в городе решаются, но не так успешно, как хотелось бы. Причина общеизвестная - недостаток финансовых средств.

Средняя школа носит название «Центр образования», в котором учатся более 500 детей. В этом году в первый класс пошли 50 ребятишек. Не так давно ремонт школы выполнили турецкие рабочие, и по оснащению она отвечает самым современным требованиям.

Еще есть школа-интернат, где обучаются дети из отдаленных населенных пунктов, в частности, с острова Айон. Действует детско-юношеская спортивная школа.

Несмотря на отдаленность Певека, культурная жизнь не затухает. В детской школе искусств не только преподают музыку, но и обучают народным ремеслам, в том числе резьбе по кости. В свободное время жители могут сходить в Дом культуры или в современный кинотеатр «Айсберг», посидеть в читальном зале библиотеки, посетить музей.

Из достопримечательностей, которые показывают всем гостям города, можно назвать гостевой домик бывшего губернатора Чукотки Романа Абрамовича, стоящий на берегу залива.

Довелось походить и по магазинам. Цены неприятно поразили: ну где это видано, чтобы селедку продавали по цене семги? Уж кому нельзя посещать Певек, так это женщинам из других регионов России. По простой причине: они придут в полуобморочное состояние при знакомстве с ценниками на продукты питания. Да и на их зрение походы по магазинам очень сильно повлияют: денег в своих кошельках после покупок они больше не увидят.

Приведу некоторые из цен за килограмм: морковь - 340 рублей, лук - 380, огурцы - 420, чеснок - 550, перец красный острый - 850. Лимон - 420, слива - 400, апельсины - 430, мандарины - 510 рублей килограмм. Шоколадные конфеты от 400 до 850 рублей за килограмм. Колбаса ливерная - 210, а вот сервелат - от 800 до 1000 рублей за кило. Подешевле «Докторская» - «всего» 600 рублей. Молоко от 110 до 180 рублей за литр.

Непросто живется и мужикам. Двухлитровая баклажка пива «Большая кружка» стоит 420 рублей.

Когда я в беседе с Александром Бойко привел смутившие меня цифры, он объяснил, что доставка предпринимателем одного килограмма груза авиатранспортом обходится в 250 рублей.

Чтобы завезти продукты морем из Владивостока, за морской контейнер придется выложить 195 тысяч рублей. Вот и пытайся убедить предпринимателей снизить цену, в которую закладываются стоимость доставки, налоги, прибыль, оплата труда продавцов.

В этой ситуации руководство Чукотского автономного округа установило фиксированную цену на социально значимые продукты. Их 26, и цены значительно ниже тех, что в коммерческих магазинах. Эти продукты реализует населению Чукотская торговая компания.

Пока ходил в город, вовсю шла отгрузка дизельного топлива с танкера «Хатанга» в береговой резервуарный парк. Когда спрашивал донкерманов, сколько дней будем заниматься выгрузкой, они называли срок трое суток. Но в этот раз разгрузка идет по двум шланголиниям, а значит, весь процесс завершится раньше, и мы отправимся домой.

Фото: Юрий Банько
Фото: Юрий Банько
Фото: Юрий Банько
Юрий БАНЬКО, Певек