- Ездила вчера на рынок купить овощей и увидела, что в одном из магазинчиков, расположенных рядом, продается оленина - и вырезка, и языки. Сколько лет живу в Мурманске, только сейчас об этом узнала, - поделилась с нами коллега. Вообще-то торговая точка СХПК «Тундра» на Ленинском рынке работает уже не первый год, только вот знают о ней далеко не все северяне.

- А я как-то была в командировке в Умбе и пила там местный йогурт. Очень вкусный, гораздо лучше, чем привозные, которые продаются у нас в магазинах. Интересно, почему на мурманских прилавках нет умбской продукции? - сказала другая коллега.

Действительно, хоть наш регион и расположен за полярным кругом, в области функционирует достаточное количество предприятий агропромышленного комплекса. Только вот, чтобы купить их продукцию, придется побегать. Очень редко бывает, когда в одном магазине можно купить сразу несколько наименований от разных производителей. За комментариями мы обратились в областной комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку.

- Продукция предприятий регионального АПК представлена во всех муниципальных образованиях и реализуется практически во всех объектах оптовой и розничной торговли, а также через фирменные торговые сети предприятий, - рассказала главный специалист комитета Елена Поршнева. - В широком ассортименте продукцию сельхозпредприятий, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, фермерских хозяйств можно приобрести в региональной сети - в розничных магазинах группы компаний «Евророс», в магазинах «Сити-Гурмэ», в федеральной сети - торговом гипермаркете «О, Кей». Также местные товаропроизводители представлены, но уже в более ограниченном ассортименте, в других магазинах федеральных сетей: «Семья», «Дикси», «Магнит».

Правда, у федеральных сетей существуют свои правила. Если на прилавке написано, к примеру, «Молочная продукция», то на нем должна быть представлена вся линейка производителей. В соответствии с этим доля местной продукции составляет 10-20 процентов.

Кроме торговых точек узнать о заполярных производителях можно на ежегодной региональной выставке-ярмарке «Заполярная осень», на «Продовольственном форуме Заполярья». У северян она пользуется особой популярностью, поскольку на одной площадке принимают участие различные местные предприятия, в том числе из отдаленных районов - СХПК «Тундра», СХПК ОПХ МНС «Оленевод», ОАО «Апатитыхлеб».

В нынешнем году ярмарка пройдет со 2 по 5 октября. Подобные мероприятия проводятся и в других городах и районах Мурманской области. Узнать о дате ближайших можно на сайте регионального комитета по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку в разделе «Ярмарки-2014».

Если говорить о фирменных торговых сетях производителей, то в последнее время с улиц заполярной столицы начали исчезать тонары ГОУСП «Тулома». Продукцию этого предприятия теперь можно найти в супермаркетах.

Кстати, о нестационарной торговле речь шла пару недель назад на заседании региональной комиссии по мониторингу цен и применению мер государственного регулирования на потребительском рынке Мурманской области.

Как сообщила в своем докладе начальник управления прогнозирования и анализа развития муниципальных образований, социальной сферы и потребительского рынка регионального минэкономразвития Наталья Иванова, сейчас в Заполярье 641 малая торговая точка.

- Это намного меньше, чем магазинов, их у нас более четырех тысяч, - рассказала Наталья Иванова. - Нестационарная торговля - зачастую единственный способ сбыта своей продукции для местных товаропроизводителей. Павильоны и палатки - самый простой путь развития малого бизнеса и появления новых рабочих мест. Кроме того, многие северяне давно пользуются их услугами, и исчезновение привычного киоска около дома воспринимают болезненно, направляя жалобы в органы власти.

Проблемы нестационарной торговли в основном падают на плечи органов местного самоуправления. Муниципалитеты, в обязанности которых входит развитие малого бизнеса на их территориях, связаны в этом стремлении многочисленными законами, которые к тому же постоянно меняются. В свою очередь сами предприниматели массово нарушают установленные правила и нормы, в том числе санитарные. В результате в большинстве случаев вместо сотрудничества между муниципалитетами и бизнесменами идет вынужденная «холодная война» в прокуратуре и судах, а число нестационарных торговых точек в области неуклонно снижается. Такое положение дел не устраивает областное правительство.

Как отметила министр экономического развития области Елена Тихонова, безусловно, крупные магазины и торговые сети - это более «цивилизованный» вид торговых услуг. Но и малые торговые точки имеют право на жизнь.

- Нестационарная торговля является элементом занятости населения, малого бизнеса, доступности торговых услуг, и здесь нужно соблюсти баланс интересов обеих сторон, - подчеркнула Тихонова.

На заседании было решено рекомендовать муниципалитетам принять меры поддержки нестационарной торговли: обновить схемы размещения торговых объектов, при вынужденном перемещении объекта на другой участок исходить из принципа «меняется место - сохраняется бизнес», обеспечить стабильность прав предпринимателей и возможность долгосрочного планирования ими своего бизнеса. А также - не допускать пересмотра ранее принятых правил и процедур без предоставления предпринимателям альтернативных возможностей продолжения своей деятельности.

Екатерина АНДРЕЕВА