Логистика незримо присутствует везде. Вы выходите утром из дома, видите заваленные нежданным снегом улицы и думаете: «Как же добраться до работы?» Тем самым вы решаете простейшую логистическую задачу. Довезти ананас или банан целым и невредимым из тропиков в заполярный Мурманск уже гораздо сложнее... Впрочем, на прошедшей вчера в областном центре международной конференции «Логистика в Арктике» обсуждались куда более серьезные вопросы.

Нынешняя конференция - уже четвертая по счету. Она собрала более ста тридцати участников из России и зарубежных стран. Организатором форума при поддержке правительства области выступила ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф».

Нигде больше не собрано вместе так много газовых и нефтяных месторождений. Отсюда и значимость Мурманского порта

- Масштаб сегодняшней конференции показывает живой интерес к Арктике, - подчеркнул заместитель губернатора Григорий Стратий. - Мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы экономики, транспорта и всего, что связано с освоением приполярных районов. С Арктикой неразрывно связаны и перспективы Мурманской области. И это не громкие слова: все большее количество нефтегазовых компаний выбирают Кольский залив и Мурманск в качестве базы при подготовке и проведении работ на шельфе. Основные высокоширотные транспортные маршруты проходят по трассе Севморпути, который также берет начало в Мурманске.

Об увеличении активности в арктических морях говорил в своем выступлении и генеральный консул Норвегии в Мурманске Уле Андреас Линдеман. Благодаря технологическим и логистическим инновациям, отметил он, ресурсы арктических морей становятся все более доступными. Это и транспортный потенциал, и углеводороды, и даже туризм. Но особое внимание при этом надо уделять экологии. И, с точки зрения господина Линдемана, задача эта вполне выполнима - для этого есть как технологии, так и желание для сотрудничества. Именно от взаимодействия всех приполярных стран, считает норвежский дипломат, зависит очень многое, если не все. Ведь, учитывая хрупкую природу Арктики, в случае ошибок второго шанса сделать все правильно у человечества просто не будет. И конференции, подобные нынешней, позволяют делать шаги в правильном направлении.

Заполярье - регион непростой с точки зрения ведения хозяйственной деятельности. Инфраструктурным и транспортно-логистическим сложностям, возникающим при освоении морских углеводородных месторождений Арктики, посвятил свой доклад представитель ООО «Газпромнефть-Сахалин» Алексей Фадеев.

Слово «Сахалин» в названии этой дочерней компании «Газпромнефти» не должно смущать северян. Акцент в своей работе она делает именно на арктических морях. В частности, речь идет об освоении Долгинского нефтяного месторождения на шельфе Печорского моря. Геологоразведку в этом районе можно вести лишь с июня по октябрь. В остальное время акватория покрыта льдами. Это технические сложности. Но с ними логически связаны вопросы экономики. Ибо работать в таких условиях, понятное дело, недешево. А особую значимость приобретают охрана труда и техника безопасности.

Что касается собственно логистики, то, как отметил докладчик, наиболее сложна доставка не грузов, а персонала. Грузы можно возить морем, а вот людей в основном придется доставлять на месторождение авиационным транспортом. В сложных климатических условиях это всегда дополнительные риски. Впрочем, и с доставкой грузов все, конечно, непросто. Инфраструктура не развита. В обозримых окрестностях нет вертолетных площадок, таможенных постов (а многие грузы пойдут из-за рубежа), поселков для персонала, ожидающего переброски на шельф или отправки на Большую землю, и так далее. В России в принципе фактически нет ни необходимых судов обеспечения, ни вертолетного парка для работы на морских добычных комплексах. Скажем, отечественные винтокрылые машины слишком тяжелы, чтобы порхать по нефтедобывающим платформам. И всеми этими вопросами необходимо заниматься, чтобы осваивать шельф.

И ими занимаются. Причем, конечно, не только «Газпромнефть-Сахалин», но и другие компании. Об организации логистических операций на шельфе Арктики рассказала участникам и гостям конференции представитель «ЭксонМобил Раша» Ольга Самотаенкова. В планах компании - начало поисково-оценочного бурения в районе Новой Земли. При этом снабжение всех операций в значительной степени планируется вести из Мурманска. Хотя расстояние и немаленькое, около 1700 морских миль. Уже в этом году намечено осуществить от 40 до 50 рейсов.

- Акватории Баренцева и Карского морей с прилегающими углеводородными месторождениями на суше фактически являются энергетическим центром планеты, - отметил в своем докладе генеральный директор «НИПИморнефть», доктор технических наук Леонид Кульпин. - Нигде больше не собрано вместе так много газовых и нефтяных месторождений. Отсюда и значимость Мурманского порта, который может стать основной базой для всех операций на шельфе.

Уже отмеченную выше тему международного сотрудничества при освоении арктических богатств продолжил представляющий компанию «Норд Энержи» Кнут Аанеланд. В Норвегии, отметил он, действует около пятидесяти нефтяных компаний. Плюс к этому - поставщики, подрядчики, проектировщики и так далее. Поэтому страна-соседка весьма неплохо подготовлена к сотрудничеству в Арктике. Впрочем, следует понять, что все то, что делается сейчас в регионе, включая даже проект «Белоснежка», - это только прибрежная зона, подход к Арктике. Настоящие трудности еще впереди. И Норвегия готова оказать здесь России технологическую поддержку. Россия же, например, вырвалась вперед в плане ледокольной проводки и ледовой разведки. Зато норвежский «Теленор» планирует запустить два спутника, чтобы покрыть широкополосной связью высокие широты... В общем, в пользе кооперации трудно сомневаться. Только так можно подобрать ключик к кладовым Арктики.

Фото: Лев Федосеев
Игорь ЯГУПОВ