Поселок с однокоренным названием остается где-то слева, а мы, проскочив еще пару километров, въезжаем на территорию международного автомобильного пункта пропуска Борисоглебск. Он, как и положено, расположился у самой границы, прижавшись к берегу озера Нейтиярви. С финского название водоема можно перевести как Девичье озеро. В финском фольклоре, говорят, даже есть история о том, что имя свое озеро получило в память об одной из живших неподалеку трех сестер, которая провалилась под его лед и утонула. Романтичность картины немного портит тот факт, что здесь проходит граница не с Финляндией, а с Норвегией. Ну да так уж в наших северных краях перепутались все названия - русские, финские, норвежские, саамские.

Вообще говоря, официальный юридический адрес МАПП Борисоглебск таков: автодорога М-18 «Кола», 1592-й километр. Собственно, это и есть вся протяженность нашей знаменитой Ленинградки. Ее начало, как нетрудно догадаться, находится в Петербурге. На другом конце - единственный пункт пропуска на сухопутной границе с Северным королевством.

Сотрудников таможенного поста по этому самому юридическому и фактическому адресу ежедневно доставляют на служебном автобусе из близлежащих населенных пунктов - Никеля и Заполярного. Оперативная смена работает все время, пока открыта граница: летом с 9 до 23 часов, зимой с 10 до полуночи. График синхронизирован с сопредельной стороной. Поэтому после отмены в России зимнего времени дополнительную разницу в показаниях часов приходится компенсировать, что называется, вручную.

Начальник таможенного поста МАПП Борисоглебск Светлана Лычагова по образованию педагог. Но в свое время ее профессия оказалась в Никеле невостребованной. И вот уже тринадцать лет Светлана Анатольевна трудится в таможне, все время - на одном таможенном посту. Начинала инспектором еще в старом здании пункта пропуска. Потом работала старшим инспектором. Занималась оформлением грузов. Три года была заместителем, а с февраля 2012 года стала начальником таможенного поста. В ее подчинении 26 человек. Признаюсь, еще в Мурманске был заготовлен стандартный в таких случаях вопрос: «И каково оно, командовать мужчинами?» Однако он оказался не особенно актуальным. Название ли близлежащего озера тому виной, но только пост в значительной степени феминизировался. В гендерном плане здесь преобладают женщины. Кстати, в возрастном - молодежь.

Работа здесь весьма напряженная. Скажем, в прошлом году по сравнению с предшествующим пассажиропоток увеличился на 27 процентов. Прирост, согласитесь, весьма значительный. Справиться с таким людским потоком весьма непросто. Да плюс еще грузоперевозки. Имеющихся двух полос на выезд и одной на въезд явно недостаточно.

Не первый год говорится о необходимости реконструкции. Уже даже есть готовый проект. Он предполагает обустройство пяти полос в каждую сторону. Отдельные будут выделены для жителей приграничных территорий, пересекающих границу в упрощенном порядке, грузовых и легковых автомобилей. А павильоны на полосах позволят проходить таможенный контроль, не заходя на территорию основного здания пункта пропуска.

Сейчас через пост проходят ежедневно от 350 до 500 и даже 600 автомобилей. А людей - до двух тысяч в пиковую нагрузку

Но это дело завтрашнего дня. Начнутся работы - расскажем. А пока вернемся к имеющимся цифрам. В 2003 году, когда состоялось открытие нынешнего пункта пропуска, он был рассчитан на обслуживание 100 транспортных средств и 300 человек в течение рабочего дня. Сейчас через него проходят ежедневно от 350 до 500 и даже 600 автомобилей. А людей - до двух тысяч в пиковую нагрузку. Пики приходятся на пред- и праздничные дни и практически каждые выходные. Особенно напряженный период - конечно же, российские январские и майские каникулы.

- Людей всегда достаточно много. От сезона к сезону в какой-то степени меняются цели поездок, - уточнила Светлана Лычагова. - Зимой в основном деловые поездки, отчасти шопинг. А летом очень много туристов. Особенно заметен прирост иностранцев. Причем не только из Норвегии, но и из третьих стран, например, из Финляндии, Швеции, Германии и так далее. У нашего края, безусловно, есть большой туристический и коммерческий потенциал.

Потенциал реализуется в грузо- и пассажиропотоки. При такой нагрузке значительную роль в работе таможенников играют интуиция и внимание к деталям.

- Если говорить о перемещении грузов, то мы осуществляем в первую очередь документальную проверку. Уже на этом этапе опытный инспектор может оценить потенциальный риск, - заметила моя собеседница. - Но в целом у нас есть сформировавшийся круг участников внешнеэкономической деятельности. Речь идет о конкретном контингенте грузоперевозчиков. Большинство компаний и индивидуальных предпринимателей давно работают на этом рынке и дорожат своей репутацией. Они стремятся быть законопослушными. С ними работать, конечно, проще. Кроме того, значительно сокращает время для обеих сторон действующий на таможенном посту принцип одного окна, когда инспектор таможни осуществляет несколько видов контроля - собственно таможенный, транспортный и документальный ветеринарный или фитосанитарный. В результате совершение таможенных операций на посту в отношении участника ВЭД занимает от 30 до 40 минут с учетом прохождения других видов контроля.

Что касается граждан, то практика показывает, что те, кто сознательно идет на правонарушения, встречаются редко. В основном же нарушают по незнанию закона или просто по невнимательности. Поэтому Светлана Лычагова рекомендует полнее использовать возможности официального сайта ФТС, консультационной службы таможни, а также информационной зоны самого поста. Заранее, еще при выезде, есть смысл уточнить, что разрешено ввозить, а что нельзя. Детали всегда можно уточнить у таможенных инспекторов. То, что ни один от вас не отмахнется, начальник поста гарантирует. Соответствующая работа с коллективом постоянно ведется. Так что все необходимые разъяснения о порядке декларирования товаров и заполнения пассажирской таможенной декларации вы получите.

Но бывает, что люди просто раздражаются из-за очередей, которые порой возникают. Тут нужно понимать, что каждый вид контроля (пограничный, таможенный, ветеринарный и так далее) требует определенного количества времени. Поэтому в часы пик люди иногда вынуждены провести на границе два, а то и три часа. Что ж, будем надеяться, что эту проблему решит грядущая реконструкция.

- А с кем все-таки легче работать, с иностранцами или соотечественниками? - не мог не задать я сакраментальный вопрос.

- Большинство сотрудников у нас владеют английским и норвежским языками. Так что языковых проблем, как правило, не возникает, - пояснила Светлана Лычагова. - С точки зрения таможенного контроля иностранным гражданам, путешествующим на собственном автомобиле, требуется немного больше времени на процедуру оформления временного ввоза транспортного средства. Что касается административных правонарушений, то статистика показывает, что их значительно чаще совершают наши граждане. Но россиян и гораздо больше в числе пересекающих границу. В целом иностранцы все же, пожалуй, более законопослушны. К тому же в Евросоюзе действуют очень жесткие ограничения на перемещение многих товаров - продуктов, например. Поэтому те же норвежцы изначально готовятся к прохождению своей границы, а на нашей у них тем более никаких проблем не возникает.

Фото: Сергей Ещенко
Игорь ЯГУПОВ