Задолженность потребителей перед гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Мурманской области ОАО «МРСК Северо-Запада» перешагнула порог в 2,7 миллиарда рублей. Значительная часть долга сформирована потребителями, в отношении которых невозможно использование такой меры, как ограничение режима потребления электроэнергии. Кажется, на неплательщиков действуют только отключения. Но планируемые в энергетике изменения помогут воздействовать и на «неотключаемых» должников.

Например, по состоянию на 26 мая задолженность ОАО «Оборонэнергосбыт» составила почти 1 миллиард рублей. Хотя не все объекты Минобороны являются «неотключаемыми», предприятие обращается в прокуратуру при попытке ограничить даже учреждения, где не предусмотрена военная служба, то есть те из них, которые закон позволяет обесточить в качестве санкции за неплатежи. Появилась информация, что Минэнерго РФ предлагает военным отказаться от услуг собственного сбыта, ссылаясь на огромные долги, накопленные «Оборонэнергосбытом» на всей территории России. Ведь когда электроэнергию для нужд армии закупали напрямую у гарантирующих поставщиков, таких проблем с оплатами не было. Если военным сбыт электроэнергии запретят, то возникает проблема, как будут возвращены ранее накопленные долги.

Еще одну крупную группу областных неплательщиков составляют предприятия сферы ЖКХ: теплоснабжающие и водоснабжающие организации. Суммарно они задолжали порядка 885,7 миллиона рублей. Около 570 миллионов из этой суммы приходится на электрокотельные. Ограничить подачу электроэнергии на водоснабжающие предприятия закон не позволяет, это чревато наступлением негативных экологических и социальных последствий. Теплоснабжающие предприятия могут быть отключены только в теплое время - на Севере это всего 3-4 месяца в году.

На что могут рассчитывать энергетики? В сфере ЖКХ есть два инструмента: финансовые гарантии и субсидирование. Фингарантии - это предусмотренные в бюджете области средства для оплаты долгов «неотключаемых» предприятий, а субсидии - выделяемые бюджетом средства на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих предприятий. И если субсидирование пусть и не в достаточном объеме, но происходит регулярно, то фингарантии еще не стали реальным инструментом. Сейчас эксперты вновь обращаются к проекту обеспечения финансовых гарантий, и если оно будет обязательным для муниципалитетов, риск роста задолженности снизится.

Отдельным «фронтом» неплательщиков выступают исполнители коммунальных услуг: они задолжали больше 556 миллионов рублей. Большая часть должников сосредоточена в административном центре области - городе Мурманске. Самыми крупными из них являются ООО «МУ ЖСК», «Октябрьское ЖЭУ», группа компаний «Мурманремстрой». Вводить ограничение в отношении управляющих организаций за их долги проблематично, ведь пострадают не сами компании-неплательщики, а обслуживаемые ими жители домов. Здесь выход один - лицензирование управляющих компаний, что не позволит фирмам-однодневкам выходить на рынок. Самим же жильцам-неплательщикам в перспективе грозит увеличение штрафов за просрочку платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Еще одним механизмом, позволяющим в перспективе снизить объем задолженности исполнителей коммунальных услуг, являются прямые платежи, которые гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Мурманской области начал реализовывать в 2014 году. В рамках прямых платежей управляющая компания по соглашению указывает в квитанции на оплату электро-

энергии счет поставщика, благодаря чему деньги жильцов за потребленный ресурс гарантированно перечисляются ресурсоснабжающей организации.

Долг трех названных групп потребителей составляет почти 90 процентов всей дебиторской задолженности, которая продолжает нарастать из-за отсутствия не только предусмотренных законом, но и осуществимых на практике санкций.

Кроме того, группы крупнейших должников во многом отражают три проблемы электроэнергетики: невозможность введения ограничительных мер в отношении ряда организаций, тарифные дисбалансы, делающие убыточными теплоснабжающие предприятия и практически безрезультатными все попытки повысить их платежную дисциплину, и непрозрачная, плохо поддающаяся контролю и регуляции сфера обслуживания многоквартирных домов.

Однако если планируемые сейчас изменения будут внедрены, бизнес-процессы в энергосбытовом секторе энергетики могут быть налажены.

Пресс-служба ПО «Энергосбыт»