«В России нет дорог, только направления», - этот грустный вывод приписывают Наполеону во время войны 1812 года. С тех пор, как он высказался, прошло 200 лет, и дороги у нас появились. Правда, не всегда по ним удобно передвигаться. Как исправить положение? Об этом редакция спросила министра транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Дмитрия СОСНИНА.

- Дмитрий Алексеевич, как автомобилист со стажем, скажите, какие дороги в регионе вам нравятся, а какие нет?

- Полностью никакие не нравятся.

- Почему?

- Все, что имеем, надо, что называется, доводить до ума. Сейчас наша задача справиться с бедой. А беда - это ямы. Не случайно у нас на сайте и раздел есть соответствующий - «МурманЯма». Такая своеобразная «скорая помощь», где любой желающий может оставить свои замечания по дорогам регионального или межмуниципального значения и приложить фотографии, чтобы мы могли принять по этим

участкам необходимые меры.

- Дороги, за состояние, содержание и ремонт которых отвечает ваше ведомство, как артерии, пронизывают всю Мурманскую область. Сколько их сегодня в распоряжении регионального минтранса?

- Всего 2018 километров дорог регионального или межмуниципального значения - однако не надо забывать, что по территории региона проходит еще и федеральная трасса от Санкт-Петербурга до Борисоглебска - 550 километров. Плюс у нас еще около 905 километров муниципальных автомобильных дорог.

- Как складывается ситуация с их содержанием и ремонтом в регионе?

- Финансирование этого вида деятельности ведется из Дорожного фонда Мурманской области. На 2014 год его размер составляет 1миллиард 950 миллионов рублей. С одной стороны, деньги внушительные, но необходимо понимать, что потребность у нас все же гораздо больше. Поэтому выделенная сумма тратится по следующим направлениям. Первое - это содержание автодорог, ежедневная расчистка, уборка, подсыпка и так далее. В год на это уходит порядка 400-450 миллионов рублей. Затем - ремонт автодорог, на эти цели предусмотрено в 2014 году около 750 миллионов. Эта сумма позволит отремонтировать около 63 километров. В идеале как минимум надо было бы отремонтировать около 200 километров, однако, к сожалению, финансовые возможности не позволяют. Поэтому наша задача определить приоритетные трассы, которые с наибольшей интенсивностью движения и наиболее часто используются северянами. Для этого мы привлекаем общественные организации, которые дают свои рекомендации по наиболее проблемным, по их мнению, участкам. А автолюбители, как я уже говорил, могут оставить свои замечания на нашем сайте в разделе «МурманЯма».

- Какие дороги наиболее проблемные в областном центре?

- В Мурманске достаточно много таковых, к сожалению. В частности - это участки по улицам Героев-североморцев, Беринга, Коминтерна, по Кольскому проспекту и так далее. Хотя, по-моему, этот вопрос уместнее было бы задать городской администрации, которая занимается ремонтом дорог столицы Заполярья.

- А по области?

- В регионе есть проблемные участки, которыми мы занимаемся достаточно плотно, формируя программы ремонтов на 2014 год. В них уже запланировано достаточно большое количество объектов, где ведутся выборочные ремонты тех участков, где наиболее плачевное состояние. В частности - на автодорогах «Салла», «Лотта», на трассе Оленегорск - Ловозеро, с 17-го по 79-й километр. Ремонтируется весь автоподъезд к совхозам «Северный» и «Мончегорский». Нам предстоит выборочно обновить автодорогу Кандалакша - Полярные Зори с нулевого по 21-й километр. Также предполагается полностью отремонтировать автоподъезд к поселку Высокий и произвести выборочный ремонт 7 километров дороги Умба - Кандалакша. А еще в плане автотрасса Заполярный - Сальмиярви, там порядка 9,5 км. После «Мурманской мили» будет начат ремонт асфальтобетонного покрытия на мосту через Кольский залив.

Достаточно большое количество участков приводится в нормативное состояние в рамках программы их содержания. Объем работ большой, ведь речь идет практически о всех дорогах региона.

- Особенно серьезное внимание уделяется профильному объекту - автомобильной дороге «Салла»?

- Да, в этом году там производится капитальный ремонт пятнадцати километров трассы, во время которого предстоит перевести участки гравийной дороги, которые там еще остались, в твердое, асфальтобетонное покрытие. Так как международный пункт пропуска «Салла» - это особенно важный объект, ремонт осуществляется совместно с Европейским союзом, последний выделил на эти цели определенные деньги.

- В конце апреля состоялись первые конкурсы на ремонт дорог, а полностью контракты на весь сезон были заключены уже к середине мая. Конкурсы удалось провести по всем объектам?

- Подписаны все контракты, за исключением двух. Это дорога Заполярный - Сальмиярви и мост через Кольский залив. Однако эти документы должны быть подписаны в начале июля, так что мы полностью успеваем уложиться в сроки строительного сезона. Более того, уже есть объекты, на которых работы выполнены на 100 процентов. В частности, сдан автоподъезд к Оленегорску, выполнен ремонт на дорогах Кандалакша - Полярные Зори, Пиренга - Ковдор. По остальным объектам люди и техника работают, подрядчики добросовестно выполняют свои обязательства. Но работы еще много, строительный сезон только начался, его активная фаза наступила в середине мая. Все контракты заканчиваются 30 сентября, это позволяет строителям-дорожникам выполнить работы до наступления холодов.

- В вашем ведении есть еще достаточно важное направление - муниципальные дороги.

- Мурманск, Североморск, Апатиты, Кировск, Мончегорск - у каждого муниципалитета свои проблемы. Но есть одна общая для всех - все ограничены в средствах, денег всегда не хватает.

- Можете назвать в области город, наиболее благополучный в дорожной отрасли?

- Во всех муниципалитетах свои трудности. Не бывает такого, чтобы где-то дорожное хозяйство было в образцовом состоянии, а где-то дела обстояли из рук вон плохо. Все сталкиваются с приблизительно одинаковыми проблемами. Но понимая сложности муниципальных образований, региональный минтранс выделил в этом году порядка 230 миллионов рублей на конкурсной основе на субсидии для них. На эти деньги будут отремонтированы около 23 объектов, а это - порядка 160 тысяч квадратных метров покрытия. В частности, по Мурманску такие субсидии были выделены на ремонт улиц Героев-североморцев, Коминтерна и других.

- Сумма впечатляющая!

- Уточню: первоначально мы планировали выделить на субсидии муниципальным образованиям лишь сто миллионов рублей. Но когда получили заявки, их оказалось на общую сумму, почти в пять раз превышающую эти деньги. Конкурсы проходили очень активно, большинство муниципальных образований заявляли свои объекты. Конечно, 500 миллионов мы не нашли, однако как раз к тому времени появилась сумма экономии по итогам деятельности в 2013 году - порядка 130 миллионов. Ее-то мы и добавили на субсидии. Провели второй конкурс, но, к сожалению, все заявки удовлетворить не смогли. Но зато конкурс стал подлинным состязанием. Основными критериями, по которым конкурсная комиссия распределяла средства, были - обеспечение подъездов к объектам социальной инфраструктуры - школам, больницам, поликлиникам, детсадам, органам социальной поддержки населения. Далее шли численность населения, а также софинансирование муниципального образования, которое оно может предложить.

- И кто одержал победу?

- В конкурсе победителями стали девять муниципалитетов. Это Ревда, Мурманск, Апатиты, Заполярный, Североморск, Александровск, Никель, Оленегорск, Ковдорский район. Как правило, в каждом будет ремонтироваться от 1 до 4 объектов.

- На каком этапе сейчас реализация проекта Мурманского транспортного узла?

- Мы вступили в активную фазу - государственный контракт. Практически строительство должно уже начаться этим летом. Мы сейчас активно и плодотворно общаемся с генеральным подрядчиком - компанией «Стройгазконсалтинг», объем работ предстоит очень большой. Напомню, что общая сумма контракта 41,5 миллиарда. Подчеркну: нас ждет по-настоящему глобальная стройка, и, думаю, в ближайшее время мы это все увидим. К этому вопросу сегодня приковано пристальное внимание.

- Будет ли решена задача бесперебойного транспортного обслуживания населения?

- Известно, какие проблемы сложились у предприятия «Автоколонна 1118», оно закончило свою производственную деятельность, но остались непогашенные обязательства перед персоналом, в частности - немалая задолженность по заработной плате. Такая же сложная ситуация нынче в Кандалакшском районе. Это порт Витино и Беломорская нефтебаза. Там люди попали под сокращение, и задолженность по зарплате у них достигает более 100 миллионов рублей.

- Как эта пиковая ситуация будет разруливаться?

- Положение дел значительно облегчил тот факт, что предприятие «Электро-

транспорт» взяло на себя львиную долю обязательств по обслуживанию городских маршрутов в Мурманске. Сейчас многие сотрудники автоколонны 1118 увольняются со старого предприятия, чтобы перейти на новое. Ну а с автоколонной необходимо разбираться, это предприятие достаточно проблемное, и, признаюсь честно, не всегда мы находили взаимопонимание с его собственником, принять решение без которого невозможно. Добавлю: люди, которые там работают, - это высокопрофессиональные специалисты, очень много лет отдавшие родному предприятию, и очень жаль, что собственник предприятия так с ними поступил. Ведь лицо города - это и хороший муниципальный транспорт. К примеру, ОАО «Электротранспорт» показывает, что с должным отношением к делу можно держать предприятие на очень высоком уровне с хорошим, комфортабельным подвижным составом и работоспособным коллективом.

- А есть что-то в вашем хозяйстве, Дмитрий Алексеевич, чем вы можете гордиться?

- В каждом регионе свои особенности. У нас, в частности, невозможно не гордиться нашим морским портом Мурманск. Он дает много конкурентных преимуществ не только области и Северо-Западу, но и всей России. На мой взгляд, это стратегический объект, который необходимо всемерно развивать и поддерживать. Думаю, что правительство Мурманской области может занести себе в актив также тот уровень диалога, который сейчас наладился с крупными промышленными предприятиями. Я имею в виду компанию «Роснефть», с которой было подписано соглашение о сотрудничестве. Сейчас мы практически готовы приступить к его реализации, потому что «Роснефть» имеет очень серьезные планы использовать наш регион как базу для разработки шельфовых месторождений. В этом я вижу достаточно серьезный плюс.

Ну а что касается того, чем гордиться... Вы замечали, что, когда едешь по ухоженной дороге, мчишься на поезде без задержек и проблем, меньше всего думаешь про дорожников. Так вот, если люди про нас не вспоминают - значит, в ведомстве дела идут хорошо.

Беседовала Нина АНТОНЯН