- Дальневосточники на вас не обижаются? - задали вопрос на засыпку гендиректору ММП Александру Медведеву дотошные журналисты. Случилось это на вчерашней предпраздничной пресс-конференции, когда прозвучала информация, что суда пароходства возят грузы кроме всего прочего и с Дальнего Востока.

- Обижаются, когда далеко к ним заходим, - честно признался Александр Михайлович. - Но ведь это рынок. Кто предложил заказчику более выгодные условия перевозок, тот и выиграл.

В полной мере осознать все прелести рынка мурманским судоходчикам довелось с 2009 до 2012 года, когда ММП переживало в силу экономического кризиса очень сложные времена. Тогда пароходство работало по всему миру, повсюду, где находились грузы.

Наши корабли ходили и в Индию, и в Африку, и в США, и в Канаду. Случалось, - и на российском Дальнем Востоке перехватывали груз у партнеров-пароходчиков. Порой не всегда получалось.

- Флот ММП, это все же, за единичным исключением (один танкер) - ледового класса, - пояснил Александр Медведев. - А потому, как только мы выходим на рынок, сразу становимся неконкурентоспособными в сравнении с другими судовладельцами, так как размеры ледовых судов ограничены, а расход топлива больше. Но наступил 2013 год, и стало легче: в том районе, где мы должны работать, появилась активность, грузы. И мы, сохранив флот, теперь свои услуги предлагаем заказчикам.

Для жителей нашей области ММП многие десятилетия остается компанией, играющей весомую роль в развитии экономики региона. За 75 лет существования компании неоднократно обновлялся флот, расширялся район плавания, становились жизнью стратегически важные для страны проекты.

Транспортными услугами пароходства в разные годы пользовались российские промышленные гиганты: «Норильский никель», «Кольская ГМК», «Апатит», «Олкон», «Ковдорский ГОК» и многие другие. Мурманское пароходство и сейчас успешно сотрудничает с крупными нефтегазодобывающими компаниями, среди его деловых партнеров «Газпром», «НК «Роснефть», ОАО «Новатек» - ОАО «Ямал СПГ» и другие.

Сегодня весь флот вместе с дочерними предприятиями имеет 67 судов. В самом ММП - 33, из них часть сухогрузы и балкеры. А еще 5 танкеров, вспомогательный флот, плавкраны. У дочерней компании - Северного морского пароходства - суда-лесовозы гораздо меньше, чем у ММП, лесные партии, которые они возят, не так велики, а потому крупнотоннажные суда тут использовать себе в убыток.

- Тот флот, который у нас есть, собираемся пополнять, - подчеркнул Александр Медведев. - Но при этом наша стратегия направлена на перевозку отечественных грузов, в основном навалочных. В строительстве наших новых балкеров будут участвовать российские судоверфи.

- Какова доля пароходства в арктических перевозках под российским флагом?

- Более 80 процентов всех грузов в районы Арктики, которые не являются транзитными, перевозится нашим флотом, - пояснил гендиректор. - Из них более 60 процентов доставляются судами под российским флагом. Кстати, сегодня в нашей стране не так уж много пароходств, суда которых ходят под российским флагом.

Что касается стратегии Мурманского морского пароходства, то, по мнению главы предприятия, это не та информация, которую надо открыто разглашать. Как-то приехавшие к Медведеву немецкие партнеры упрекнули его в том, что стратегия компании не очень четко просматривается.

- Вот у нас, немцев - сказали они назидательно, - стратегия расписана четко лет на 15-20. При этом мы тщательно учитываем риски.

- Хорошо, - ответил тогда Александр Медведев партнеру из Германии. - Но тогда объясни мне: почему у вас каждый год по 200-500 компаний банкротятся? Если вы все тщательно рассчитываете?

- Ну это - кризис... - развел руками немец.

- И кризис надо рассчитывать и учитывать! - гнул свое Медведев.

- Но мы не думали, что он будет таким долгим, - пожали плечами партнеры. - Рассчитывали на год-два, а он тянется уже пять, и конца не видно...

- В общем, объявлять во всеуслышание стратегию предприятия, по моему мнению, нельзя, - подытожил с улыбкой разговор с журналистами директор ММП. - Особенно сейчас, когда много конкурентов. Нынче стратегия - тот секрет, за который платят деньги.

22 сентября у старейшего предприятия Мурманской области юбилей. Сегодня это - уникальная компания, способная работать в Арктике круглый год, осуществлять самые смелые операции, доставлять различные грузы на припай и работать на необорудованных берегах.

Фото:
Фото с сайта http://barentsobserver.com
Нина АНТОНЯН