Жители области наверняка не забыли, как в прошлом году им пришлось столкнуться с острой нехваткой голубого топлива. Причиной стало сложное финансовое положение газоснабжающего предприятия, приведшее к проблемам с его закупкой. Вскоре после этих событий руководство там сменилось, была проведена реорганизация. Так следует ли северянам этой зимой вновь опасаться перебоев в поставке столь необходимого для нормальной жизни ресурса? И как уберечь себя от несчастий, подобных случившемуся 5 августа в Мурманске на улице Александра Невского? На эти и другие вопросы корреспонденту «Мурманского вестника» ответил генеральный директор ОАО «Мурманоблгаз» Вячеслав КОЛГАНОВ.

- Как предприятие готовится к зиме?

- В летний период потребление газа, естественно, ниже обычного. С осени оно начинает расти. Поэтому сейчас объемы закупок увеличиваются. Раньше из-за долгов не удавалось закупать балансовый газ в необходимом объеме. Он отпускается на основе утвержденных Федеральным агентством по энергетике РФ графиков поставок по регулируемым ценам, то есть ниже рыночных. Но купить его можно только с предоплатой и в ограниченном количестве. Мы продолжаем постепенно выправлять финансовое состояние предприятия, поэтому вышли на нормальные, ритмичные поставки. Жители могут не беспокоиться - с газом у нас сейчас все нормально.

- То есть вам удалось решить проблему недостатка средств?

- Нет, пока еще нельзя сказать, что с финансами предприятия все в порядке. За такой короткий срок его на ноги не поставить. Но мы движемся в правильном направлении, убытки снижаются хорошими темпами. Провели реорганизацию и рефинансирование, сократили штат и многие внутренние издержки. Кроме того, удалось доказать необходимость увеличения субсидий регионального бюджета «Мурманоблгазу», предназначенных для погашения тех убытков, которые мы несем при поставке газа населению. Все-таки цены на него устанавливает правительство области, а издержки несем мы. Обычный объем субсидий составлял 21 миллион рублей. В минувшем году - 41 миллион, а в этом - 92 миллиона. То есть по сравнению с прошлым годом дотация увеличилась более чем в четыре раза. Однако и по сей день компенсируется все-таки не полностью.

- Вы сказали, что сократили число штатных сотрудников. Это не скажется на безопасности потребителей?

- Сокращение коснулось всех служб. Но к регулированию численности тех, кто непосредственно обслуживает газовое хозяйство как таковое, мы подходили с большой осторожностью. Такие работы надо выполнять в полном объеме, своевременно и качественно, и мы строго следим за этим. Контроль осуществляется как с помощью собственных служб промышленной безопасности, так и федеральных органов - Ростехнадзора и других. А вот что действительно понижает уровень безопасности жильцов, так это нежелание многих из них пускать наших сотрудников в квартиры для проведения качественного обслуживания бытового газового оборудования.

- И как они объясняют это?

- Да никак. «Просто не хочу» - и все тут! Но на самом деле причина здесь другая. Должники боятся, что им отключат газ. Многие люди, причем имеющие вполне нормальный достаток, почему-то считают, что за газ рассчитываться не обязательно. У некоторых задолженность достигает 150 тысяч рублей, то есть они десятилетиями не платили. И одна из причин финансовых проблем нашего предприятия - это, конечно, неплатежи. Мы работаем и с судами, и с судебными приставами, но эффективных инструментов для борьбы с неплательщиками у нас нет. Сегодня только задолженность потребителей Мурманска составляет около 90 миллионов рублей. На закупку газа у нас ежемесячно тратится 15-25 миллионов. Выходит, на те деньги, которые задолжали мурманчане, мы могли бы три месяца покупать голубое топливо.

- Помогают ли вам собирать долги управляющие компании?

- Они в этом практически не участвуют, так как мы перешли на прямые платежи. Но и раньше это была в основном наша головная боль. Мы сами запрашивали списки должников, ходили по квартирам, хотя деньги на свои счета собирали именно жилищники. За некоторыми УК до сих пор остались весьма солидные долги перед «Мурманоблгазом», несмотря на то, что жильцы за ресурс расплатились.

- А обслуживать газовое оборудование в домах управляющие организации имеют право?

- Нет, не имеют. Причем ни в доме, ни в квартирах. Это может делать только специализированное предприятие - такое, как наше.

- В основном наши читатели обращались в редакцию именно по поводу неудобств, связанных с перебоями в газоснабжении. Но бывает, жалуются и на обслуживание. К примеру, жительница областного центра была возмущена тем, что прибывший по ее вызову мастер указал ей на то, что нужно менять газовую плиту на новую, вместо того чтобы ее починить.

- Дело в том, что срок службы газовой плиты устанавливается изготовителем, это указано в паспорте оборудования. Обычно он составляет 15-20 лет. А у наших граждан в «хрущевках», например, еще функционируют плиты - ровесницы этих домов. Конечно же, их надо менять. Изношенная плита - потенциальный источник опасности не только для самих владельцев квартиры, но и для всего дома. Поэтому мастера и дают такие рекомендации. Или же советуют перекрывать кран всякий раз по завершении использования плиты. Но если специалист убедится, что ее уже опасно эксплуатировать, он просто обязан перекрыть доступ газа в эту квартиру.

- В газифицированных домах соответствующие коммуникации закреплены снаружи. Это внушает опасения, ведь кто угодно может случайно или намеренно повредить их, нарушить соединения. Что должно настораживать жителей во внешнем виде этих труб?

- По технологии строительства и эксплуатации зданий газопроводы запрещено замыкать внутрь строений. Это требование регламентирующих документов... А насторожить должны ржавчина на трубе, ее деформация. То есть, если газопровод в каком-то месте сплющен, погнут, сорван с кронштейнов, нужно срочно вызывать наших специалистов. Ну и само собой - при запахе газа, даже если видимых повреждений нет.

- В начале августа в мурманской пятиэтажке на улице Александра Невского произошел пожар и обрушение на двух верхних этажах. Погибли два человека. По предварительной версии, причиной стал взрыв бытового газа. Она подтвердилась?

- Следственный комитет еще не закончил расследование. Но там работала также техническая комиссия, назначенная администрацией Ленинского округа, в которую вошли двое наших специалистов. Кроме того, по требованию регламента мы должны провести собственное дополнительное административное расследование. По результатам этого расследования и работы комиссии был сделан однозначный вывод, что несчастный случай произошел в результате нарушения правил бытового использования газа. Жилец квартиры, в которой произошел взрыв, самовольно подключил газовую плиту. Последнее техническое обслуживание этой квартиры осуществлялось в 2012 году. Тогда там обслуживалась четырехконфорочная газовая плита отечественного производства.

- Она была неисправна?

- Нет, она была в нормальном состоянии. Но в том-то и дело, что когда произошел взрыв, там была обнаружена другая, очень старая, двухконфорочная плита. Наши специалисты ее не подключали. Вызовы от этой квартиры не поступали. Кто подключал эту плиту, каким образом и насколько правильно, сейчас установить практически невозможно. Вероятнее всего, монтаж был выполнен с нарушениями, что и привело к утечке газа. Он накапливался в квартире довольно долго, судя по мощности взрыва. А утром жилец либо попытался зажечь конфорку, либо закурил, либо просто включил свет, что и спровоцировало взрыв... Хотелось бы предостеречь жителей, чтобы они не допускали подобных нарушений. От этого зависит безопасность их самих, членов их семьи и соседей по дому.

Если человек почувствовал запах газа, надо немедленно звонить 04! Нельзя предпринимать никаких самовольных действий с газовым оборудованием. Если пламя в конфорках слабое, не полагайтесь на собственные силы или умение «мастеров на все руки» - вызывайте специалистов. Газовая служба на посту круглосуточно. Ответственность за безопасное содержание газового оборудования внутри квартиры несут ее собственники или квартиросъемщики. И если у них нет желания заботиться о безопасности проживания, мы не в состоянии делать это насильно. Однако в результате, повторюсь, пострадать могут не только жильцы этой квартиры, но и их соседи. Если бы на улице Невского взрыв произошел на первом этаже, а не на пятом, дом мог бы просто сложиться. И тогда жертв было бы гораздо больше. Надо помнить: газ безопасен, если им пользоваться правильно.

Подготовила Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ.