Рыбаки, транспортники, нефтяники, военные, угольщики... Список этот можно продолжить. Все они активно эксплуатируют морские акватории и прибрежные зоны. Не надо быть великим ученым, чтобы понять, что между ними существует явный конфликт интересов. Нефтегазовая индустрия, например, создает потенциальную угрозу для рыболовной отрасли, сама при этом подчас страдая от ограничений и запретов, вводимых в тех или иных районах военными. К экономическим противоречиям добавляются экологические. Что можно и нужно строить на конкретном участке побережья: отели и турбазы или угольные терминалы? И для того чтобы примирить все стороны, выработав некий устраивающий всех комплексный подход, наверное, как раз и надо быть великим ученым.

Впрочем, как говорится, не боги горшки обжигают. Очередным шагом на пути к решению поставленных выше задач стал прошедший в рамках Мурманской деловой недели семинар «Комплексное управление прибрежными зонами как инструмент развития приморских территорий». Его организаторами выступили региональное министерство экономического развития и Всемирный фонд дикой природы в России. На встречу пригласили представителей муниципальных образований края, которые выходят к морю, а также специалистов из Норвегии, Москвы и Санкт-Петербурга.

- Подобный семинар проводится у нас впервые, и по инициативе Всемирного фонда дикой природы на нем поднимается очень важная тема, - отметила в своем вступительном слове министр экономического развития Мурманской области Елена Тихонова. - Большинству пока не совсем понятно, как и какими документами регламентируется управление приморскими территориями. И в законодательстве существуют большие пробелы в этой сфере. В нашей стране делаются лишь первые шаги в этом направлении. А наши западные соседи имеют большой опыт. В частности, в преодолении конфликта интересов нефтегазовой и рыбной отраслей.

- Суть в том, чтобы рационально регулировать все отрасли на прибрежных территориях. Уже более 40 стран мира имеют такие комплексные планы. В России мы только подступаем к этому, - добавил эксперт глобальной арктической программы Всемирного фонда дикой природы Станислав Фомин. - Никто, уточнил он, - не собирается останавливать экономическое развитие. Но в основе его - экосистема, в которой все мы живем. Поэтому экологии надо уделять не меньше значение, чем экономике. Экологические подходы должны быть внедрены в систему принятия решений по развитию производства. Нужно выходить на практическое решение вопросов.

- В последнее время вопросы стратегического планирования становятся все важнее, - отметил и эксперт Баренцевоморского отделения Всемирного фонда дикой природы Сергей Жаворонкин. - Планирование экономической деятельности не должно идти в ущерб экологической составляющей. Мы выступаем сторонниками развития комплексного управления природными ресурсами российской части Баренцева моря. Сегодняшний семинар посвящен прибрежной зоне. Это та маленькая часть, которая относится непосредственно к Мурманской области. Как развивать здесь хозяйственную деятельность? Какие виды производства можно и нужно размещать в том или ином заливе? Чтобы дать ответы, учитывающие интересы муниципальных образований, экологии и бизнеса, существует принятое во всем мире понятие - комплексное управление прибрежными зонами (КУПЗ).

- Важно, чтобы КУПЗ вошло в практику. А это произойдет только в том случае, если органы управления, включая региональные и муниципальные, также будут принимать в этом участие, - обозначил основную задачу встречи заведующий кафедрой КУПЗ Российского гидрометеорологического университета (Санкт-Петербург) Николай Плинк. - Понятно, что семинар - только первый шаг. Проблему на нем не решить. Но надо двигаться вперед. Мы, ученые, знаем, что надо делать. Но на практике все делаете вы, в регионах, в муниципалитетах.

Что такое КУПЗ? Когда была плановая экономика, напомнил Николай Плинк, все решал план. Когда перешли на рыночные отношения, начались определенные проблемы, в частности, несогласованность различных отраслей. И в 90-е годы встал вопрос, как же управлять всеми этими процессами. Поймали рыбу - надо ее переработать на берегу, а значит, нужна инфраструктура. Перевозим грузы - нужны порты. Как все это сбалансировать?

Нужно рассматривать прибрежную зону, включая акваторию, как единую природную, социальную и экономическую систему. И проводить оценку действий исходя из общих интересов. КУПЗ не заменяет отраслевое управление и планирование. Оно не дублирует и государственные функции, а лишь помогает их реализовать, гармонизировать интересы различных отраслей, а также государственные и частные. Подобный комплексный подход начал развиваться на Западе еще с 50-х годов прошлого века.

- Мы пока только подступаем к КУПЗ, - уточнил советник департамента государственных целевых программ и капитальных вложений министерства экономического развития РФ Юрий Михайличенко. - Но мировой опыт существует. Следует заметить, что при этом практически во всех странах отраслевой подход к управлению территориями до сих пор преобладает. Но у него есть явные недостатки. И многие страны пришли к пониманию того, что подход должен быть комплексным. Первыми пришли к этому США. У них закон о КУПЗ появился несколько десятков лет назад, еще в начале семидесятых.

Обозначив предмет разговора, участники семинара обсудили механизмы межведомственной координации при внедрении системы КУПЗ, заслушали отчет о норвежском опыте управления прибрежными территориями, поделились мнением относительно перспектив ее внедрения в нашем крае. Прошедший семинар, повторюсь, - лишь один из маленьких шажков на долгом пути к более комфортному и гармоничному миру, чем тот, в котором мы с вами живем сегодня.

Игорь ЯГУПОВ