Содействие развитию внешнеэкономической деятельности, пополнение бюджета страны, внедрение и развитие передовых технологий для упрощения процессов таможенного контроля и оформления - такие главные задачи ставит перед своими структурными подразделениями Федеральная таможенная служба России. Причем понятно, что первые две из них, что называется, фундаментальные, лежащие в основе самого существования ведомства. Их Мурманская таможня решает уже без малого век (95-летний юбилей будет отмечаться 11 декабря). О работе в современных условиях и сотрудниках, которые ее выполняют, мы беседуем с первым заместителем начальника Мурманской таможни Сергеем КРАВЧЕНКО и заместителем начальника по работе с кадрами Дмитрием ЧИСТОСЕРДОВЫМ.

- С начала года Мурманская таможня перечислила в доходную часть федерального бюджета без малого 4,8 миллиарда рублей, - начинает разговор с цифр Сергей Кравченко. - Причем впервые поступления от импорта превысили поступления от экспорта, да еще в разы: 3,2 и 1,56 миллиарда рублей соответственно. Связано это со вступлением России в ВТО. Экспортные пошлины потихоньку отменяются. В частности, с 1 сентября это коснулось никеля, который обеспечивал у нас основную часть экспортных поступлений. Что касается товарооборота, мы по-прежнему остаемся экспортно ориентированной таможней. Так, внешнеторговый оборот региона с января по октябрь включительно в стоимостном выражении составил более 3,5 миллиарда долларов США. Из них доля экспорта - более 2,9 миллиарда.

- Сергей Анатольевич, реализации каких крупных проектов в регионе способствует таможня?

- Один из них - развитие береговой базы Лавна, принадлежащей ООО «Карморнефтегаз», по обеспечению работы буровых установок в Карском море. База располагается на западном берегу Кольского залива, через нее идут поставки технологического оборудования, запчастей, продуктов. Этот проект реализуется под контролем правительства России. Чтобы бизнесу было комфортнее и быстрее работать, мы оказываем всяческое содействие в совершении таможенных операций с поступающими грузами. Не исключено, что в ближайшей перспективе там будет организован отдельный участок пункта пропуска «Морской порт Мурманск».

А на перевалочной базе «Норильского никеля» все в том же Мурманском порту такой участок уже действует. Здесь открыт и включен в таможенный реестр склад временного хранения закрытого типа «Норильского никеля». Думаю, что для работы столь крупного участника ВЭД созданы максимально комфортные условия.

Может быть, более локальный, но тоже весьма важный проект - грядущая реконструкция международного автомобильного пункта пропуска Борисоглебск. Его ждет серьезное расширение. Ведь поток грузов и людей здесь постоянно увеличивается. Стоит упомянуть и уже ведущуюся реконструкцию морского вокзала, где также будут созданы все условия для пограничного и таможенного контроля в отношении прибывающих в наш край туристов. Ведь несмотря на все политические сложности, на санкции их приезжает к нам все больше.

- Раз уж заговорили о санкциях, вспомним и про запрет на ввоз продовольствия из ряда стран, введенный в качестве ответной меры нашей страной. Усилили контроль? Есть нарушения?

- Основное внимание уделяем стране происхождения. Что касается продовольствия, то не секрет, что мы в основном имеем дело с рыбой. И шла она к нам главным образом из Норвегии. Сейчас в отношении этой и ряда других европейских стран введен запрет. Но есть нюансы. Скажем, Фарерские острова и Гренландия, хоть и являются автономными территориями Дании, под санкции не попадают. Понятно, существует риск, что под видом продукции из этих автономий к нам попадет норвежская или датская рыба. Впрочем, пока нарушений не выявлено. Рыбу возят. Но действительно с Фарер.

В самом начале введения Россией продовольственного эмбарго, как вы помните, сложилась негативная ситуация с поставками из Норвегии смолта - мальков форели и семги, которые, по сути являясь сырьем, попали под запрет наравне с рыбопродукцией. Для рыборазводных предприятий, а в нашем регионе их два, это стало серьезной проблемой, так как они полностью зависят от импорта смолта. Мы оперативно обратились в ФТС России. И стоит отметить, что наше руководство и правительство страны отреагировали очень быстро. В итоге ввоз смолта был разрешен, предприятия работают.

- С этого года электронное декларирование внешнеторговых грузов стало обязательным. Можно подвести какие-то итоги?

- В регионе деятельности Мурманской таможни уже и в прошлом году 98-99 процентов деклараций подавались в электронном виде. Так что переход к обязательной форме, можно сказать, прошел плавно. А главный эффект - скорость оформления по сравнению с бумажным вариантом: в течение дня максимум. Но, как правило, мы укладываемся в два часа.

- Какие еще технологические новинки последнего времени вы бы отметили?

- В первую очередь, предварительное информирование, когда в таможню заранее предоставляются данные о планируемом к ввозу товаре. Это также существенно ускоряет время таможенного контроля. Для автомобильного и железнодорожного транспорта подобная процедура уже обязательна. Сейчас идет разработка документа о введении ее на морском транспорте. Для нашего региона, как вы понимаете, это весьма актуально.

Заработал и институт уполномоченных экономических операторов. Такой оператор у нас пока один - Ковдорский ГОК. Этот статус предоставляет участнику ВЭД определенные преимущества. Скажем, дает возможность хранить поступающий импортный товар на своих складах. Так исключаются издержки, связанные с дополнительными перегрузками, хранением и прочим. Уполномоченный экономический оператор обладает и другими возможностями: например, выпускать товар до подачи таможенной декларации.

- Внедрение передовых технологий неизбежно требует определенных кадровых решений: оптимизации персонала, предъявления к нему новых требований... Как обстоят с этим дела?

- Происходит укрупнение постов. Если раньше их было 11, то сейчас осталось только 7, из них 5 - пограничные. Зона ответственности Кировского таможенного поста - фактически весь юг Кольского полуострова, включая Кандалакшу, порт в том числе, и Ковдор. Идет и оптимизация штатной численности. Два года назад у нас работали 647 человек, сейчас при тех же объемах работы - менее пятисот.

- Что касается квалификации персонала, - подключается к нашей беседе Дмитрий Чистосердов, - то у нас 97 процентов сотрудников имеют высшее образование. Профильные направления - юриспруденция и экономика. Юристов у нас 30 процентов, экономистов - 26. У многих два высших образования. Сегодня Мурманская таможня по категориям государственных служащих, сотрудников и работников укомплектована кадрами на 99 процентов. Это один из лучших показателей по Северо-Западу. Текучесть кадров у нас очень мала.

- Дмитрий Евгеньевич, а каков средний возраст сотрудников?

- У нас решающее значение все-таки играет опыт. Костяк коллектива составляют люди, прослужившие в таможенных органах 10-15 лет. Они прошли все этапы профессионального становления и практической деятельности на разных участках. Что касается среднего возраста, то в целом по нашей таможне он составляет около 35 лет. К нам приходят выпускники Российской таможенной академии, главным образом, ее Петербургского филиала.

- Повышению квалификации уделяется много внимания?

- Его проходят все - независимо от образования и опыта работы. Эта работа носит у нас непрерывный и плановый характер. Предусмотрены долгосрочные и краткосрочные курсы. Возможен и дистанционный вариант, благо современные информационные технологии это позволяют. Только в этом году 151 мурманский таможенник был охвачен той или иной формой обучения. Причем мы не ограничиваемся ведомственными учебными заведениями - в частности, Российской таможенной академией. По различным узким направлениям наши должностные лица проходят обучение на курсах повышения квалификации в вузах Мурманска. В том числе изучают иностранные языки, например, норвежский. Для нас как пограничной таможни это актуально.

- Есть ли возможность стать таможенником у тех, кто учится в непрофильном вузе?

- Да, есть. По целевому набору. В этом году издан приказ ФТС (№ 1580 от 18 августа 2014 года), который регламентирует целевой набор на службу в таможенные органы. В соответствии с ним непосредственно ФТС либо региональные таможенные управления (у нас это СЗТУ) будут проводить конкурс среди студентов вузов. В нем смогут принять участие лица, достигшие 18 лет и впервые получающие высшее профессиональное образование по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета. Конкурс пройдет в несколько этапов. А объявлен он будет на официальном сайте Федеральной таможенной службы (http://customs.ru) и в печатных изданиях. Участников ждут тестирование и собеседование. В случае положительного решения с ними будут заключены целевые договоры о прохождении службы в таможенных органах. Когда конкретно будет объявлен такой конкурс, я пока не могу сказать. Заинтересованным молодым людям можно посоветовать следить за информацией на сайте.

- А если уже есть высшее образование?

- Тогда речь идет не о целевом наборе, а поступлении на службу в таможню на общих основаниях, то есть по конкурсу.

- И где можно узнать об имеющихся вакансиях?

- На государственном портале http://gossluzhba.gov.ru, а также на уже названном выше официальном сайте ФТС России.

Беседовал Игорь ЯГУПОВ.