Напряженность на геополитическом фронте ничуть не остудила интереса зарубежных компаний к Российской Арктике. Такой вывод можно было сделать еще до начала церемонии открытия V международной конференции «Логистика в Арктике», состоявшейся вчера в Мурманске. Ее организаторами традиционно выступили НО «Ассоциация подрядчиков арктических проектов «Мурманшельф» и правительство Мурманской области.

Кстати, слово «традиционно» можно применить ко многим аспектам конференции. Так, как и прежде, число участников превысило 120 человек - руководителей и специалистов нефтегазового и логистического комплексов России и еще шести стран: Норвегии, Финляндии, Дании, Исландии, Великобритании, США. Традиционными были и темы конференции, касающиеся перспектив развития Севморпути, транспортно-логистических операций на Арктическом шельфе, сохранения и защиты северной экосистемы.

- Мы стараемся сочетать традиции рассмотрения ставших привычными тем с учетом новой полученной информации, - рассказала генеральный директор Ассоциации подрядчиков «Мурманшельф» Ольга Буч.

Таковой в программе встречи, к примеру, стала тематика, касающаяся влияния арктических транспортных проектов на экономику прибрежных регионов. Она явилась результатом состоявшегося в марте бизнес-визита в Мурманскую область представительной делегации Ямало-Ненецкого автономного округа, которую возглавлял губернатор Дмитрий Кобылкин. Тогда гости обозначили серьезную заинтересованность в транспортном сотрудничестве и развитии Севморпути, а сейчас поделились результатами влияния на экономику их региона реализации масштабного проекта «Ямал-СПГ»

Впрочем, и мы подходим к порогу начала арктической эры не с пустыми руками.

- Сегодня Мурманская область - особый регион, имеющий стратегический статус. Он является ключевым звеном в обеспечении геополитических и экономических интересов России не только на севере Европы, но и во всей Арктике. И все больше нефтегазовых компаний выбирают порт Мурманск как перспективное место под создание логистических баз поддержки своей производственной деятельности, - сказал, открывая конференцию, заместитель губернатора Мурманской области Григорий Стратий.

Он напомнил, что в 2013 году правительство региона заключило соглашения с компанией «Роснефть», среди планов которой создание на территории нашего региона баз берегового обеспечения шельфовых проектов, ремонта и эксплуатации судов и оборудования, а также различных производств.

- В прошлом году «Роснефть» со своим партнером - корпорацией «ЭксонМобил» провели работы по устройству на западном берегу Кольского залива, в районе реки Лавны, береговой базы для обеспечения геологоразведочных работ в Карском море. Их результатом, как вы знаете, стало открытие нового нефтегазового месторождения «Победа», - напомнил Григорий Иванович. - Серьезные базы по созданию и развитию транспортных мощностей в порту Мурманск традиционно имеет группа компаний «Газпром». Так, ООО «Газпром нефть шельф» в декабре 2013 года начало добычу нефти на Приразломном месторождении, используя для этого площадки в Мурманске. Аналогичную работу ведет компания «Газпромнефть-Сахалин», которая также проводила разведочные бурения на Долгинском нефтяном месторождении в Печорском море, используя логистическую базу в Мурманске. Есть серьезные планы и у других крупных компаний, которые рассматривают порт Мурманск и свободные территории западного берега Кольского залива в качестве площадки для своих производств.

Замгубернатора подчеркнул, что эти конкурентные преимущества порта Мурманск многократно возрастут благодаря реализации проекта развития Мурманского транспортного узла. Разговор о нем также был включен в повестку дня конференции. Однако сейчас МТУ рассматривается не просто как создание системы пунктов для перевалки грузов, а как одно из ключевых звеньев в реализации глобальных арктических проектов в целом.

Говоря об активизации транспортных потоков по Северному морскому пути, Григорий Стратий напомнил, что необходимость его комплексного развития обозначил в своем ежегодном послании Федеральному собранию президент Владимир Путин. Сейчас можно говорить о том, что конкретные шаги в этом направлении уже предпринимаются.

- В правительстве России готовится проект комплексного развития нашей национальной северной магистрали. Мы ожидаем его в мае-июне, - сообщил «Мурманскому вестнику» член Совета Федерации Игорь Чернышенко.

Он также заметил, что вопрос полного восстановления Севморпути как транзитной морской трассы между западом и востоком станет главным на первом заседании комиссии правительства России по развитию Арктики, которая пройдет в Москве 14 апреля под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина. Мурманскую область на нем представит губернатор Марина Ковтун.

Екатерина КОЗЛОВА