400 миллиардов долларов в течение 20 лет - таковы инвестиционные планы корпорации «Роснефть» в арктическую шельфовую программу. Понятно, что тратить такие огромные деньги вслепую непозволительно. Поэтому «Роснефть» уже в шестой раз организует исследовательскую экспедицию. Дважды в них принимал участие атомный ледокол «Ямал». И вот могучее судно со знаменитой акульей пастью, нарисованной на носовой части, вчера вечером вновь отправилось в Арктику с учеными на борту.

Незадолго до отхода на борту атомохода «Ямал» побывали журналисты. Замначальника экспедиции «Кара-Зима-2015» Андрей Тюряков рассказал, что ученым предстоит исследовать ледники на архипелагах Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова и Земля Франца-Иосифа, а также изучать физико-механические свойства льда, морфометрические параметры ровного льда и торосистых образований.

Проще говоря, экспедиция будет исследовать льды Арктики в их различных формах. Но ведь советская и российская наука и так занимается ими уже больше 70 лет, чего там еще нового можно узнать? Как пояснил Андрей Тюряков, нынешняя экспедиция заказана и оплачена «Роснефтью», поэтому и задачи у нее специфические: изучать поведение льда во взаимодействии с различными инженерными сооружениями, которые концерн планирует разместить в зоне Арктического шельфа для разведки и добычи углеводородов. Нефтяникам надо знать, как рассчитывать прочность и форму ледостойких буровых платформ, чтобы торосы не раздавили их, вызвав экологическую катастрофу.

По словам замначальника экспедиции, планируется применить разнообразные исследовательские методы и новую технику. В частности, помимо вертолетов обзор и съемку ледовой обстановки с воздуха будут помогать вести и беспилотные летательные аппараты. Подводные спускаемые телевизионные аппараты позволят увидеть дно арктических морей.

В составе научного коллектива на борту «Ямала» 52 человека, представляющих знаменитый ААНИИ - Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт. Кроме ледовых исследований намечено продолжить изучение белых медведей. Специалисты-зоологи рассчитывают нарастить объем данных об их распределении в исследуемых районах, надеть на нескольких взрослых мишек ошейники со спутниковыми датчиками и затем отслеживать их перемещения.

Андрей Тюряков с гордостью сообщил, что на борту ледокола будет работать всемирно известный биолог, один из крупнейших специалистов по белым медведям доктор наук Станислав Беликов. Он посвятил изучению крупнейшего на планете хищника всю свою жизнь и теперь не смог усидеть дома - отправился в Арктику, несмотря на солидный возраст: осенью готовится отпраздновать 75-летний юбилей.

Представитель «Роснефти» в экспедиции Константин Корнишин подчеркнул, что основная задача похода - сбор данных для проектирования сооружений, позволяющих вести добычу углеводородов круглогодично. Он отметил, что «Кара-Зима-2015» является одной из наиболее укомплектованных экспедиций с точки зрения оборудования для измерения различных характеристик льда и ледовых образований. Оборудование это первоклассное, причем, как подчеркнул представитель «Роснефти», преимущественно российского производства.

По плану поход продлится 55 суток. Атомоход с научным коллективом пройдет по маршруту от Баренцева до Восточно-Сибирского моря. По пути помимо научных исследований будут осуществляться также и проводки судов на различных участках Севморпути. Встречать «Ямал» с багажом исследовательской информации предстоит ориентировочно в начале июня.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ