- Почему ваш завод называется «Окраина»? - спросили журналисты у генерального директора предприятия Антона Казинова. - Как-то обидно звучит, вроде вы где-то на отшибе.

- Это наш федеральный бренд, - пояснил Антон Вадимович. - С ноября 2012 года все мясоперерабатывающие предприятия холдинга «Мелифаро» работают под ним. А лозунг наш такой: дальше от центра - ближе к настоящему. Мы позиционируемся ближе к натуральному производству, к ферме, крестьянскому хозяйству. К примеру, не используем сою, ГМО, не применяем заменители мяса. Поэтому нам нисколько не обидно. Мы считаем так: окраина - это не конец света, это его начало.

Трудно ли приходится местному производителю в нынешних непростых условиях? По мнению Антона Казинова, работать стало несколько сложнее из-за эмбарго на поставку сырья из стран ЕС. К тому же на эту проблему накладываются скачки курса валют, которые сказываются на стоимости сырья (свинину сюда везут из Калининграда, говядину из Белоруссии).

- Но как местного производителя нас поддерживает и комитет по сельскому хозяйству, и местные власти, которые помогают разрешить какие-то проблемы, если они появляются. Хотя мы ведь - не дотационное предприятие, мы тратим то, что заработали сами.

Несмотря на всеобщее стремление к так называемой оптимизации, сокращения работников на «Мелифаро» не планируются. Напротив, здесь расширяют количество персонала, потому что продукция поставляется еще и в Санкт-Петербург, сейчас колбасой и полуфабрикатами (пельменями, варениками и т. д.) из мурманской «Окраины» торгуют в более чем 130 гипермаркетах. Эти же товары охотно берут на реализацию и торговые гиганты Москвы. Конкуренция с другими производителями вполне удается, потому что продукция мурманчан, хотя и недешевая, выигрывает за счет качества. Здесь используются только натуральные сырье и ингредиенты. Предприятие в месяц выпускает 30 тонн продукции. Но возможности гораздо больше - порядка 80 тонн.

Марина Ковтун и Антон Казинов.

Этот завод, крупнейший в нашей области производитель сырокопченых колбас и деликатесов, вчера посетила губернатор Марина Ковтун.

...Наверное, ни на одном из заданий журналистам не приходилось мыть руки так часто, как перед посещением производства сырокопченых колбас. Брызнули жидким мылом, тщательно ополоснули, высушили горячим воздухом, затем получили порцию дезинфекционного раствора и только тогда - в специально обработанной обуви, халатах, шапочках и масках, закрывающих лицо, мы вошли в цех. На наших глазах отборное мясо сначала превращалось в колбасный фарш, после чего он - обогащенный мадерой, молоком, различными специями и добавками - выходил из суперсовременного аппарата уже в виде готовых колбас. Правда, впереди их еще ждали сушка и копчение.

Весь этот производственный процесс в помещении развесовки мяса, камере подморозки, машинном зале, затем в камере холодного копчения и помещении сушки колбас проинспектировала вчера глава региона. И не просто наблюдала, а даже приняла участие в одном из этапов: добавила в фарш, по одному из условий технологии, охлажденную мадеру. Увиденным Марина Ковтун осталась довольна.

- У нас бытует мнение, что без государственной поддержки, субсидий никакое производство наладить невозможно. А уж тем более отлично работать на протяжении долгого времени, - отметила она. - А вот здесь мы видим ярчайший пример того, что это вполне достижимо. Налицо успешное импортозамещение, предприятие без дотаций функционирует долго, стабильно. Причем на Крайнем Севере производит продукцию премиум-класса, которая составила серьезную конкуренцию продукции других регионов на таких рынках, как Москва и Санкт-Петербург. А также нашла там свою нишу и своего покупателя. Это значит, налицо правильная стратегия, умение эффективно работать, хороший коллектив. Мелифаровцы показывают всем, что даже в нынешних условиях можно и нужно работать. Но работать только качественно.

Важно отметить, что в числе поставщиков предприятия - мурманские сельхозтоваропроизводители. В частности, в технологическом процессе используется цельное питьевое молоко, произведенное в регионе. Губернатор также подчеркнула важность того факта, что в условиях изменившейся экономической ситуации предприятие не только сохраняет стабильность, но и принимает активное участие в социальных программах региона.

- Но ведь региональная поддержка все равно нужна, хотя бы тем предприятиям, которые не так успешно себя зарекомендовали, - напомнили журналисты.

- У нас объем поддержки сельхозпроизводителям не снижается, - заверила Марина Васильевна. - Однако это должны быть не постоянные просьбы: дайте нам субсидий, а реальная демонстрация того, что предприятие может сделать и как собирается расти и развиваться дальше, чтобы более эффективно работать. Это единственный критерий. И еще, мы за то, чтобы стоимость продовольствия в регионе не росла. Мониторим это постоянно, и не зря: цены в последнее время показывают стабильный характер и тенденцию к снижению. Для этого мы проводим большую работу с торговыми сетями, они прислушиваются к властям, и скачков цен у нас в последнее время не отмечалось, особенно на группу социально значимых товаров ежедневного спроса.

Сегодня мясоперерабатывающий завод «Мелифаро» является крупнейшим в Мурманской области производителем колбасных изделий и мясных деликатесов, прошедшим сертификацию по системе менеджмента качества, основанной на принципах ХАССП. Нынче это единственное предприятие в области и одно из немногих в Северо-Западном регионе, которое имеет право размещать на упаковке своей продукции знак «ХАССП-мясо». Для подтверждения этого сертификата была проделана огромная работа, начиная от модернизации оборудования и заканчивая сменой имиджа торговой марки. Например, инвестиции в новое современное оборудование, а также ремонт производственных и офисных помещений, приобретение запчастей за два года составили более 50 миллионов рублей. На сегодня под торговой маркой «Окраина» выпускается более 150 наименований колбасных изделий и мясных деликатесов.

Нина АНТОНЯН