Сегодня на заседании областной думы депутаты рассмотрят в первом чтении проект закона о региональном бюджете на 2016 год. И вряд ли парламентарии будут единодушны в оценках этого документа. Своей точкой зрения на законопроект, сопутствующие ему подводные камни, на связь областных финансов с большой международной политикой поделился председатель думского комитета по бюджету, финансам и налогам Борис ПИЩУЛИН.

- Борис Валентинович, 24 ноября в думе прошла «генеральная репетиция» - публичные слушания по проекту закона об областном бюджете на следующий год. Как вы их оцениваете?

- Мне слушания понравились: общественность без всякого подталкивания проявила себя активно. И считаю это результатом нашей последовательной работы по созданию условий для большей доступности и понятности бюджета для простых людей.

Бюджет - это общественные финансы, то есть общество доверило власти управлять этими финансовыми ресурсами, которые оно, общество, дает в виде налогов. И мы должны показывать населению, как мы используем эти средства. Для этого, в частности, и издаются брошюрки с названием «Бюджетный гид», а на сайте минфина в доступной форме опубликованы все бюджетные цифры, при желании можно легко сориентироваться.

Проект бюджета сформирован в виде 17 госпрограмм. И переход на программный метод позволяет связать финансовые ресурсы с конкретными мероприятиями. За счет этого понятны цели, что ставятся в программах, понятно, какие мероприятия для этого надо провести, какие показатели надо достичь и какие средства под это заложены. Проходит год - смотрим: денежки использовали, мероприятия выполнены, показатели достигнуты - хорошо. Деньги потрачены, а показатели не те, что планировали? Значит, или мы неправильно планируем, или не те задачи поставили. Или ответственные за результат люди недобросовестно отнеслись к делу.

Участие в формировании этих программ общества и есть наша конечная цель. Ведь тогда и отвечать в итоге надо вместе. Конечно, это пока в идеале, к этому надо еще долго двигаться, но первые шаги мы уже сделали, и публичные слушания показали, что народ стал намного лучше разбираться и в бюджетных показателях, и в самом процессе в целом.

- Я, наверное, вас немного огорчу. Вы сказали, что общество стало намного лучше разбираться в бюджете. А наши читатели на сайте газеты задают один и тот же вопрос: «Доходы области растут, расходы снижают, а госдолг меньше не становится. Как же так?».

- Да, рассчитываем, что доходы в 2016 году увеличатся на 2 миллиарда, расходы снижаем на 1,8 миллиарда рублей. Почему при этом растет госдолг? Потому что в следующем году бюджет все-таки останется дефицитным - на 1,26 миллиарда. Вот этот дефицит и покрывается кредитными ресурсами, от того госдолг и растет. Но надо смотреть динамику роста: в 2014 году это было 6 миллиардов, в этом году - 5, а на 2016-й закладываем всего 800 миллионов.

И это правильный подход. Одно дело, когда при стабильной экономике посыл из федерального центра был таким: «Ребята, берите кредиты, если считаете, что это пойдет на пользу - для развития социальной сферы региона». Но сегодня мы видим в экономике серьезные сложности, и, конечно, кредитные аппетиты надо притормозить. Опять же раньше мы в большей степени ориентировались на бюджетные кредиты от федерального центра, а он сегодня сдерживает эти возможности. Брать же коммерческие кредиты - себе дороже: по ним годовая ставка уже 19 процентов - это же сумасшествие! Поэтому, если раньше у нас темпы наращивания коммерческих кредитов были 20-30 процентов в год, то на 2016-й заложен минимум - 200 миллионов.

- Вы называете проект бюджета 2016 «осторожным». При этом декларируется, что он все равно остается социально ориентированным, что все социальные обязательства будут выполнены в полном объеме. Но власти и общество не всегда одинаково трактуют термин «социальные обязательства». Например, на публичных слушаниях представитель облсовпрофа высказалась о необходимости индексации зарплат бюджетников в следующем году на 7 процентов. А такой позиции в проекте бюджета нет. И не предвидится?

- В отношении социальной направленности бюджета и расходных обязательств - все так и есть. Мы на следующий год увеличиваем составляющую по программе «Соцподдержка граждан» на 580 миллионов рублей. Но это не какие-то новые расходные обязательства, а все те же меры, но с учетом индексации социальных выплат. Например, на 20 процентов - с 90 до 108 рублей - индексируется стоимость бесплатного питания школьников, на 11,9 процента - выплаты на поддержку детей-сирот.

На отрасли социальной сферы приходится 36,5 миллиарда рублей - 76 процентов расходов бюджета, плюсом к 2015 году на 4 процента. Но ведь это тупиковый путь - будем проедать весь бюджет, никаких средств на развитие, модернизацию не останется. Здесь правильный посыл дает Москва: «Меры соцподдержки - это хорошо. Но предоставлены они должны быть тем, кто в них действительно нуждается, находится в трудном положении».

Теперь об индексации зарплат бюджетников. Когда верстали бюджет-2015, шел аналогичный разговор, но, когда появились все эти сложности в экономике, вопрос отложили и договорились вернуться к нему в ходе исполнения бюджета с учетом анализа фактического поступления доходов и наших возможностей. И по итогам первого полугодия, когда посмотрели, что доходы достаточно неплохо исполняются и есть такая возможность, приняли решение с 1 октября провести индексацию на 5,5 процента.

Что до 2016 года… Мы понимаем, что в условиях достаточно высокой инфляции и падения реальных доходов населения индексация должна быть. Но сегодня мы не можем достоверно спрогнозировать исполнение бюджета. Мы закладываем - по данным предприятий - рост доходов по налогу на прибыль в 3 миллиарда рублей. Это очень большая цифра и существенный риск. Потому что в прогнозную оценку заложены цены на экспортно ориентированную продукцию. Но на конъюнктуру мирового рынка сейчас влияют не экономические регуляторы, а политические решения, и трудно предсказать, какими будут цены на те же никель и железорудный концентрат через полгода. Может, на мировом рынке введут против России ограничения на реализацию? Поэтому, как и в нынешнем году, будем смотреть, как исполняются доходы, и позже вернемся к разговору об индексации зарплат. Скорее всего, это опять будет по итогам первого полугодия.

- Что ж, связанность даже семейного кошелька с большой мировой политикой очевидна. Когда верстался бюджет-2016 (и федеральный, и областной), еще не было ни Сирии, ни турецкого кризиса. Случившееся осенью, несомненно, приведет и к росту расходов на оборону, и к существенным потерям доходов от замораживания серьезных российско-турецких проектов в экономике. Как это может отразиться на субвенциях из федеральной казны в областную? Не придется ли пересматривать бюджет, но не в приятную сторону - из-за превысивших ожидания доходов, - а наоборот? Есть подушка безопасности?

- Когда летом первоначально верстались федеральный и областной бюджеты, эти риски никто предусмотреть, естественно, не мог. Но уже осенью было решено сдвинуть на месяц срок внесения в Госдуму проекта федерального закона о бюджете-2016. Перенос срока позволил и Москве, и нам скорректировать планы с учетом проявившихся новых факторов. Например, в первоначальном варианте федерального бюджета повышение зарплаты на 7 процентов было заложено. И мы, естественно, ориентируясь на него, тоже полагали это сделать. Но когда все эти риски и сложности 2016 года проявились более реально в осенний период, понемножку стали часть расходов сокращать, и разговор об индексации пока остановили.

2016 год нас сильно не беспокоит. Потому что федеральный резервный фонд позволяет все разрывы между доходами и расходами перекрыть. А вот каким будет горизонт за 16-м годом - здесь очень сложно ориентироваться.

То, что область на себя приняла, она обязана исполнить. Но надо крепко подумать, прежде чем брать новые обязательства. Здорово было бы объявить 1 января индексацию зарплат бюджетников на 7, а еще лучше на 15 процентов. Но проголосовать и принять такой закон - не значит его выполнить. Помните, как в 90-е зарплаты месяцами задерживали? Я считаю, ты должен отвечать за любое принятое тобой решение - это подход ответственных политиков и руководителей органов власти.

Записал Петр БОЛЫЧЕВ