Как проехать в Североморск, когда ожидать новое повышение стоимости проезда в общественном транспорте и будут ли ремонтироваться дороги в регионе? На эти и другие вопросы журналистов ответил на прошедшей в нашей редакции пресс-конференции министр транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Дмитрий Соснин. Министр подвел итоги работы ведомства по четырем направлениям: ремонт дорог, безопасность дорожного движения, содействие реализации крупных инвестиционных проектов и транспортное обслуживание населения.

- В 2015 году обеспечено бесперебойное функционирование на регулярных маршрутах автомобильного, железнодорожного, воздушного и морского транспорта, - рассказал Дмитрий Соснин. - В регионе действуют 145 регулярных автобусных марш-

рутов, в том числе 23 междугородных, 27 пригородных и 65 городских. Перевозку пассажиров осуществляет как муниципальный, так и частный транспорт. Регулярные маршруты обслуживают 23 перевозчика, крупнейшие из которых - ПАО «Мурманскавтотранс», ОАО «Электротранспорт», МУАТП «Снежногорское АТП».

С 9 декабря проезд в общественном транспорте подорожал. Как пояснил министр транспорта, предыдущий тариф не покрывал расходы транспортных предприятий. Перевозчики в один голос настаивали на более высокой цене одной поездки. Но комитет по тарифному регулированию рассчитал экономически обоснованную стоимость проезда. Цена билета на троллейбус составляет 26 рублей с небольшими копейками, на автобус - чуть больше 28. На основе полученных цифр была выведена стоимость проезда для населения - 25 рублей в городском транспорте, два рубля 20 копеек за километр на пригородных маршрутах. Разница между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным для населения, перевозчикам компенсируется из областного бюджета. Дмитрий Соснин опроверг слухи о космических взлетах цен в маршрутках.

- Стоимость проезда определена постановлением правительства, - уточнил министр транспорта. - Свободного регулирования цен на пассажирские перевозки у нас в регионе нет. Следовательно, если официальный перевозчик превысит максимально допустимую стоимость поездки, то будет нести за это административную ответственность.

Повышение стоимости проезда в общественном транспорте неизбежно. Однако в ближайшее время Мурманской области это не грозит. Исходя из опыта прошлых лет, министр транспорта предположил, что следующий виток подорожания должен произойти к концу 2016 года.

Неплохие результаты достигнуты и в обеспечении безопасности дорожного движения. Снижается количество дорожно-транспортных происшествий, уменьшается число пострадавших и погибших людей. Однако положительную статистику портит показатель аварийности на дороге, ведущей в Североморск. С августа прошлого года на ней зафиксировано более 40 ДТП, в которых погибли пять человек, 26 получили ранения различной степени тяжести. Все дело в том, что дорога не чистится, не посыпается песком и представляет опасность для водителей и пассажиров. В народе ее окрестили дорогой смерти.

- Ситуация сложилась непростая, - признал Дмитрий Соснин. - Эта дорога несколько лет назад для решения стратегических задач понадобилась Министерству обороны. Точнее, для реконструкции им был необходим небольшой участок - шесть километров. Однако передать кусок дороги невозможно, поэтому военные просили отдать им ее всю. 1 августа 2014 года она была передана из региональной собственности в федеральную. С того самого момента и начались проблемы. Правительство Мурманской области больше не имеет право содержать эту дорогу, а Министерство обороны не спешит исполнять свои обязательства. Прошлую зиму кое-как пережили. Были определены подрядчики. Они хоть и не идеально, но все же чистили дорогу. Однако денег за свою работу до сих пор не получили. Этой зимой желающих бесплатно чистить и посыпать дорогу не нашлось.

В настоящее время правительство области совместно с ГИБДД активно ведут претензионную работу. Ряд материалов по ненадлежащему содержанию дороги уже направлен в адрес Министерства обороны. Также ведется переписка с собственником. В письмах указывается необходимость принятия экстренных мер. За правительством Мурманской области остается право введения режима чрезвычайной ситуации, если проезд по дороге будет невозможен. Пока статья готовилась в печать, такой режим был введен. 10 декабря погода настолько ухудшилась, что пришлось ограничить движение большегрузного транспорта. В полдень был введен режим ЧС, который продлился до шести утра следующего дня. За это время дорога была очищена и обработана противоскользящей смесью. Вчера по вопросу содержания данного участка состоялось совещание североморских властей и представителей Минобороны.

По направлению дорожной деятельности Дмитрий Соснин отметил позитивную динамику. Так, в этом году удалось отремонтировать около 90 километров дорог.

- Конечно, еще остались сложные участки, - уточнил министр транспорта. - Но проблема не решается не потому, что муниципалитеты не знают о ней или не хотят ничего делать. У них просто не хватает на это денег.

Для поддержки муниципалитетов в этом направлении им выделяются субсидии. Правда, на конкурсной основе. В этом году средства на ремонт дорог получили восемь муниципальных образований. В следующем размер субсидий будет увеличен на 50 процентов. Конкурс уже объявлен.

В 2016 году министерство транспорта продолжит работу по содействию реализации крупных инвестиционных проектов. Одним из них является реконструкция здания морского вокзала. Подрядчик уже определен, договоры заключены, сроки оговорены. Готовый объект должны сдать в сентябре будущего года.

Прорабатывается вопрос по внедрению на территории Мурманской области автоматизированной системы учета и оплаты проезда в общественном транспорте. Это позволит вести персонифицированный учет транспортных льгот; выявить фактически выполненный объем перевозок всех категорий пассажиров; оптимизировать бюджетные расходы в части дотирования транспортных предприятий. Ну а население сможет безналично рассчитываться в автобусах и троллейбусах.

Анна ЗАЙЧЕНКО