Вчера с молотка ушли 100 процентов акций Мурманского морского рыбного порта. Как сообщили «МВ» в пресс-службе «Российского аукционного дома», торги закрылись с рекордным превышением начальной цены. Лот был оценен в 711 с лишним миллионов рублей, а после 63 шагов на повышение, сделанных четырьмя участниками, пакет акций оказался продан за миллиард и без малого 27 миллионов. Победителем стало мурманское ООО «Купец», расположенное на территории рыбного порта. В самой компании редакции подтвердили факт покупки акций. К сожалению, учредитель и гендиректор фирмы Олег Креславский вчера был недоступен для комментариев.

До сих пор рыбный порт принадлежал государству. Росимущество согласно плану приватизации дважды пыталось продать его за миллиард с лишним, но безуспешно. В итоге стартовая цена упала почти вдвое, что вызывало серьезные опасения, не уйдет ли стратегическое для региона предприятие в случайные руки. Тем более что сохранение профиля деятельности не значилось обязательным условием для покупателя.

Однако в итоге цена, как отметили в аукционном доме, приблизилась к «докризисной» - той, по которой не могли продать порт в прошлом. Также там сообщили, что новый владелец является серьезным игроком в рыбной отрасли и профиль предприятия для него приоритетен. Но параллельно он будет развивать и другие направления - нефтяное и угольное.

Что ж, планы радужные. Смущает одно. Согласно

выписке из ЕГРЮЛ ООО «Купец» зарегистрировано в налоговой службе лишь 17 ноября этого года и имеет уставный капитал 10 000 рублей. А в качестве основной деятельности указаны бухучет и аудит. Господин Креславский, согласно данным ЕГРЮЛ, также является управляющим расположенной по тому же юридическому адресу, что и «Купец», компании «Полярис ЭКО», поставляющей рыбий жир в мурманские детсады, транспортно-перегрузочного комплекса «Севрыба» и соучредителем с долей

80 процентов предприятия «Севрыба ЭКО».

Очевидно, пока новый владелец не сделает официального заявления о перспективах порта, судить о них весьма затруднительно. Вдобавок существует дополнительный риск. В 2005 году нефтебаза на территории предприятия была сдана в аренду ООО «Первый мурманский терминал» - конторе, учрежденной кипрским офшором. Арендная плата составляет 10 миллионов рублей в месяц. В нынешнем декабре срок аренды истек бы, но в 2011 году договор был пролонгирован - до 2040 года. В нем указано, что порт обязан за свой счет проводить капремонт нефтебазы.

«Российская газета» со ссылкой на свои источники на днях сообщила: арендатор уже направил руководству порта соответствующее требование, а ремонт оценивают в полмиллиарда. И потому сам собой встает весьма существенный для дальнейшей деятельности порта вопрос: удастся ли новому собственнику в подобных обстоятельствах выстроить отношения с арендатором так, что предприятие не уйдет с молотка вновь - например, по иску о банкротстве.

Татьяна БРИЦКАЯ