Прибрежники Мурмана встретились с корабелами из Центральной России, чтобы обсудить возможности строительства новых промысловых судов. Диалог был очень заинтересованным и с той, и с другой стороны.

Прибывшие на разговор в Ассоциацию прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана руководители рыболовецких компаний поначалу проявляли заметную осторожность. На вопрос корреспондента: «Новые пароходы решили построить?» - отвечали уклончиво: «Да пока так... Посмотреть, послушать, что предложат». Однако генеральный директор группы судостроительных компаний «Вега Групп» Елена Майер своим напористым выступлением так подогрела рыбацких генералов, что разговор очень быстро стал сугубо предметным.

- Захотите иные обводы корпуса или конкретные двигатели да, может, каюты по-другому расположить или лебедку как-то сдвинуть - ради бога! - предлагала Майер. - Как только скажете: «Хотим вот этот корпус» - для верфи это уже половина серии. Потому что, хотя судно для каждого будет отличаться, мы уже будем иметь хотя бы корпусную конструкцию. И это значит, у нас будет очень большой блок, который пойдет уже в стандартную серию. А затем поставим туда то, что каждому из вас требуется. То есть у нас будет единый проект, на базе которого мы для каждого заказчика доработаем те нюансы, которые ему требуются. Вам нужно 12 судов. Однако если делать 12 головных, то есть по разным проектам, это, конечно, будет очень дорого. Мы сразу говорим: 330 миллионов - стоимость первого судна, но уже второе - на 25 миллионов дешевле. Потому что это серия.

- Елена Владимировна, вы такая красивая и умная, на руках вас готовы носить! Но сбавьте цену... - взмолились судовладельцы. - 330 миллионов - шутка ли? Никому такое не поднять.

Сегодня у членов ассоциации прибрежников Мурмана флот из 25 небольших судов. Почти половину из них необходимо поменять на более современные. По итогам октябрьского заседания президиума Госсовета, посвященного развитию рыбохозяйственного комплекса, президент страны Владимир Путин поручил разработать программу обновления отечественного промыслового флота. Для этого были предусмотрены так называемые «квоты под киль». Однако, чтобы получить такую господдержку, надо соблюсти непременное условие: суда должны быть заказаны и построены на российских верфях.

В результате активизировались не только рыбаки, но и корабелы, которым работа нужна не меньше, чем труженикам моря. На мурманскую ассоциацию прибрежников вышла со своими предложениями «Вега Групп», которая имеет судостроительные предприятия в Саратовской, Волгоградской и Астраханской областях. Впрочем, специалисты этой фирмы побывали в Мурманске еще полгода назад, чтобы обсудить с мурманскими судовладельцами требования к будущему траулеру. Так что уже в этот свой приезд в декабре корабелы прибыли с конкретным предложением.

- Мы - малые верфи и считаем, что в этом наше преимущество, - подчеркнула Елена Майер. - Потому что на огромных верфях, где трудятся тысячи человек, не менее огромные накладные расходы. Наши же издержки значительно ниже, а потому и цена на продукцию вполне приемлемая. Не могу сказать, что самая низкая, потому что не знаю ценовых предложений всех предприятий, но она гораздо ниже, чем в Европе или Турции. Очень важно также, что мы можем предложить заказчику индивидуальный подход. Определенную размерность, очертания, определенную вместимость, то есть те особенные нюансы, которыми должно обладать именно его судно. Вот этим мы и отличаемся от больших верфей. Хотя строим не только маленькие суда, самый большой из наших кораблей длиной 141 метр.

Примечательно, что кроме приглашенных прибрежников из компаний «Семь островов», «Карелрыба», «Куратор», «Арктик рыба», «Арктик холдинг» на разговор с судостроителями прибыли и представители более крупных флотов, и те, кто только собирается создать собственную рыболовецкую фирму. Им тоже интересен потенциал российских корабелов.

- Нас прежде всего волнует ценовая составляющая и приближенность логистики. Перегонять построенные суда с Дальнего Востока нам неинтересно, - аккумулировал основные требования судовладельцев глава ассоциации прибрежников Анатолий Евенко. - Мы не случайно одними из первых стали искать судостроителей, потому что очень нуждаемся в новых траулерах.

Рыбаков на встрече интересовало все: сроки создания судна, гарантии на него, схемы окраски, мощность двигателей, оснастка и многое другое. Елена Майер настойчиво убеждала их в очевидном: в любом случае строить серией будет дешевле, чем по одному судну. Тем более что на их верфях два однотипных корабля - это уже серия. С этим рыбаки были согласны, но вот деньги... Государство обещало поддержку в виде «квот под киль», однако пока механизм ее предоставления не разработан, все в процессе подготовки документов.

Деловой диалог продолжался около двух часов. В итоге рыбаки предложили судостроителям свой вариант: не изобретать велосипед, а воспользоваться готовым проектом либо исландского траулера, либо карельского, типа «Лаукува», поскольку эти суда хорошо зарекомендовали себя на промысле в условиях северных морей. Елена Майер охотно согласилась, тем более что это обещало значительно сократить время постройки (ведь только разработка проектной документации, как известно, занимает от полугода до полутора лет).

Итак, в сотрудничестве одинаково заинтересованы и корабелы, и рыбаки. Дело за деньгами. Где их взять? Даже при условии получения дополнительных «квот под киль», как говорят рыбопромышленники, у них не хватит средств, чтобы радикально обновить свои флоты.

- Самостоятельно рыбаки построить суда не смогут, - отметил Анатолий Евенко. - Как финансовый ключ к решению проблемы мы предлагаем схему финансирования 50 на 50, где половина - это заемные и собственные средства, а половина - поддержка государства. Иного пути для строительства новых кораблей, пожалуй, нет.

И все же, какие бы проблемы ни выявились в ходе диалога, дело получило определенный толчок. Судостроители пообещали рыбопромышленникам к концу января посчитать, во что обойдется строительство траулеров по исландскому образцу и типа «Лаукува», и 27-го прислать документы в Мурманск на рассмотрение. Начало положено, считают корабелы. И уверены, что нынешний их деловой визит в Мурманск - не последний.

Нина АНТОНЯН