Я сначала даже глазам не поверил: обычно в акватории Большой Пирьей губы лишь лодки да маленькие катера ходят. А тут - огромный сухогруз! Судно медленно движется по заливу - но куда? Там же нет причалов! Точнее есть, но старые, заброшенные, сгнившие. Но корабль-то идет…

Все оказалось удивительно просто. Есть причал - спокойно, без особой шумихи его построил местный предприниматель Юрий Калинин. И Умба таким образом становится пусть небольшим, но морским торговым портом. Как было сто с лишним лет назад.

Русский Север издавна славился своим лесом. А Умба особенно. Само село упоминается еще в летописях XV века. Основным промыслом поморов всегда была рыбалка. В конце XIX столетия неподалеку возвели поселок Лесной и завод капиталистов Беляевых. Тогда же тут появилось электричество, на берегу Большой Пирьей губы - причалы.

Завод был знаменитым, Беляевы им гордились. Заполярная сосна ценилась за границей. Древесину продавали по всей Европе.

Пилили лес тут и после революции. И в умбском порту швартовались крупнотоннажные суда. Помните песню: «Умба - горы, Умба - лес, Умба - сосны до небес»...

Но все заканчивается: к 70-м годам прошлого века строевой лес на сто километров вокруг уничтожили начисто. Лесопилка заглохла, завод беляевский был заброшен. Пять лет назад его руины еще стояли, сейчас на этом месте пустырь.

Старые причалы гнили. Всюду на берегу была разруха. Да она и сейчас есть - горы опилок, старые доски. За исключением небольшого участка, где уже сооружен новый причал.

Идею возродить порт Юрий Калинин вынашивал 20 лет. По профессии он строитель, всю жизнь ремонтирует дороги. И вот решил: почему бы не привести в порядок берег, столько десятилетий дававший жизнь Умбе.

Все получилось по русской поговорке «не было бы счастья, да несчастье помогло». В прошлом году местное предприятие, занимающееся строительством и ремонтом дорог, не получило заказа - на улице оказались полсотни рабочих. Куда деваться?

В Умбе работу найти сложно. Тогда Юрий Калинин решил, что самое время воплощать давнюю мечту в жизнь. Вместо леса будем грузить щебень.

- У нас только разведанных месторождений камня - миллиарды кубов! На века хватит! - рассказывает Калинин. - А в соседнем Архангельске щебенки нет. Они везут ее из Карелии по железной дороге, это дорого. Тут же по морю каких-то 300-350 километров, да и на судах гораздо дешевле.

Пока причал небольшой, он способен принимать сухогрузы вместимостью три тысячи тонн груза. В планах расширить причал, чтоб грузить сразу 7 и больше тысяч тонн.

- Вот сейчас развивается Арктика, строится порт Сабетта - нужны стройматериалы. Раньше откуда только камень не возили, даже из Норвегии. Но введены санкции, и потребовался отечественный материал.

Все работы Калинин ведет планомерно: на что сил и средств хватает, то и делает. Никаких кредитов не берет, никакой особой помощи от властей не требует. В успехе уверен. А чего сомневаться - Белое море спокойное, штормов особых нет. Один сухогруз загрузили, второй уже на подходе. Вдобавок к одному конвейерному погрузчику закупили еще один. Если этот грузит 200 тонн в час, новый в два раза мощней.

За это лето к причалу в Умбе приходит уже шестое судно. В планах до конца навигации принять не менее двадцати, а то и больше. Жаль только на зиму Белое море замерзает. Но в это время можно заняться заготовкой камня да строительством новых причалов. Главное, что работа есть. А для маленькой Умбы это очень важно!

Сергей ЮДКОВ. Умба - Мурманск