Оплата ЖКУ - это обязанность любого жильца. Не то что отказ, даже просрочка чревата штрафами и санкциями. А если и это не возымеет действия, должнику грозит судебное разбирательство, запрет выезда за границу и даже арест имущества с последующей его реализацией в счет погашения долга. Но как у нас есть обязанность платить, так у тех, кому мы платим, есть обязанность оказывать услуги должного качества. И если они об этом забывают, то мы имеем законное право не платить.

Перебоев быть не должно

Сразу скажем: не платить за тепло, если вы просто считаете, что в квартире холодно, нельзя. Точно так же нельзя не оплачивать горячую воду, поскольку вам не нравится ее цвет или температура. Чтобы знать, когда можно не выкладывать свои кровные, для начала придется уяснить, какие услуги и какого качества должны получать все жильцы. И уже исходя из того, оказаны они или нет, а если оказаны, то какого качества, оспаривать начисление платы за них.

Услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и газоснабжению должны предоставляться бесперебойно и круглосуточно в течение всего года. Отопление - само собой, бесперебойно и круглосуточно в течение отопительного сезона. При этом законом допустимы перерывы в оказании коммунальных услуг.

- Холодное и горячее водоснабжение может прерываться, но не более 8 часов в месяц всего и не более 4 часов подряд, а в случае аварии - 24 часов, - поясняет заместитель начальника областной Госжилинспекции Ирина Торотенкова. - Для горячей воды есть дополнительное исключение - это то самое плановое отключение раз в год, обычно летом, которое всех так расстраивает. Оно может длиться до двух недель. Для водоотведения исключений меньше: не более 8 часов в месяц всего и не более 4 часов подряд даже в случае аварии. Электроснабжение может прерываться не более двух часов подряд, если есть два независимых взаимно резервирующих источника питания. Если только один, электричество могут отключать на срок до суток. Сколько источников питания имеет дом, можно узнать у исполнителя услуги - управляющей компании или гарантирующего поставщика. Перерыв в газоснабжении может составлять не более 4 часов в месяц. Отопления - не более суток за месяц и не более 16 часов подряд при температуре воздуха в жилых помещениях выше 12 градусов Цельсия; не более 8 часов подряд при температуре 10-12 градусов; не более 4 часов подряд при 8-10 градусах.

Мерило качества водоснабжения - обычная банка?

Естественно, значение имеет не только бесперебойность поставки услуг, но и их качество. Вода по составу и свойствам (цвету, вкусу, запаху, прозрачности и т. п.) должна соответствовать определенным нормам. Холодная - нормам СанПиН 2.1.4.1074-01. Горячая - СанПиН 2.1.4.2496-09. Отклонение от них не допускается ни под каким видом.

Давление воды в кране должно быть не менее 0,03 мегапаскаля. Этот параметр проверить легко: трехлитровая банка должна заполниться за 8,5 секунды. Если для этого требуется больше времени, можно вызвать специалиста с манометром. Хотя прежде стоит проверить, до конца ли вы открыли кран.

- Что касается температуры воды, то она должна быть не меньше 60 градусов Цельсия, - продолжает Ирина Торотенкова. - Верхний порог для любых систем - 75 градусов. В ночное время допускается отклонение от нормы не более чем на 5 градусов, в дневное - не более чем на 3. Напряжение и частота электричества ни под каким видом не должны отклоняться от стандартов ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92. К газоснабжению тоже есть свои требования - ГОСТ 5542-87. И отклонения от них тоже недопустимы. Давление в сети газоснабжения должно быть не меньше 0,0012 мегапаскаля. Погрешность может составлять не больше 0,0005.

Важнейший показатель - температура воздуха в жилых помещениях. Она должна быть не меньше плюс 18 градусов, а в угловых комнатах - не ниже 20. Но при этом комната должна быть хорошо утеплена, а измерять температуру следует в центре самой большой комнаты квартиры на высоте одного метра. Допустимо временное снижение температуры на 3 градуса и превышение - на 4. В дневное время температура вообще не должна опускаться ниже нормы.

Давление тоже имеет значение. В чугунных трубах оно должно быть не более 0,6 мегапаскаля, а в системах конвекторного и панельного отопления, калориферах - не более одного. Отклонения не допускаются.

Предупреждать надо!

Исполнитель может временно отключить коммунальные услуги, но только в строго оговоренных случаях. К ним относятся: необходимость проведения планового ремонта и профилактики; авария, чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие; аварийное состояние внутридомовых коммуникаций; нарушения, допущенные потребителем (подключение к сетям в обход счетчика или использование слишком мощных приборов; задолженность за два месяца и более).

- В случае аварии или стихийного бедствия исполнитель не обязан предупреждать об отключении услуги, - подчеркивает замначальника ГЖИ. - Он может также не предупреждать об этом, если жилец самовольно подключился к внутридомовым системам, то есть, к примеру, вывел розетку в подъезд или использует оборудование с недопустимой мощностью. Получение предписания отключить услугу из-за аварийного или угрожающего состояния внутридомовых инженерных систем тоже позволяет исполнителю КУ прекратить поставку ресурса без предварительного уведомления. Но если отключение происходит по причине накопленного потребителем долга, исполнитель обязан предупредить его за 30 дней. О планово-профилактическом ремонте исполнитель должен предупредить за 10 рабочих дней. Причем отключение услуг не должно повредить общее имущество или привести к непригодности жилища для постоянного проживания.

Несоблюдение любого из перечисленных требований может служить основанием для перерасчета. За каждый день, когда услуга предоставлялась ненадлежащего качества (к примеру, состав воды не соответствовал стандартам), можно не платить, то есть получить перерасчет по заявлению. Если перерывы в поставках коммунальных услуг превышают допустимые, ее стоимость должна снизиться на 0,15 % за каждый лишний час перерыва.

Если давление в системе горячего или холодного водоснабжения было ниже положенного на 25%, то ежемесячная оплата должна быть меньше на 0,1 % за каждый час такого снижения. То же относится и к отоплению.

За отклонение температуры горячей воды оплата снижается за каждый час нарушения. А если она упала ниже 40 градусов, то ее уже можно оплачивать как холодную. За каждый час, когда напряжение и частота в электросети не соответствовали стандарту, плата уменьшается на 0,15%, а если температура помещения отклоняется выше или ниже допустимой нормы, то ежемесячная оплата снижается на 0,15% за каждый градус отклонения.

В понимании большинства северян «не платить за услуги» означает просто не оплачивать счета, которые нам присылают ежемесячно. Так ли это? Ответ на данный вопрос совсем не однозначен. И об этом мы поговорим в одном из следующих номеров «Вестника».

Дарья МОРОЗ