Миллионы тонн обрабатываемых грузов и сотни миллионов рублей уплаченных в казну налогов, новые портальные краны и масштабные планы реконструкции причалов, новейшая система пылеподавления и строительство очистных сооружений - Мурманский морской торговый порт по праву считается градообразующим предприятием. Об итогах его работы в уходящем году «Мурманскому вестнику» рассказал генеральный директор ПАО «ММТП» Александр МАСЬКО.

- Александр Вадимович, вначале о грузообороте. Год оказался удачным?

- Я считаю, что 2016 год для нас явился годом стабильности. Все запланированные показатели мы выполнили. Более того, должны выйти в плюс на полтора-два процента. Наша задача сегодня - обрабатывать порядка 15 миллионов тонн. И мы ее выполняем.

- А по структуре грузов?

- Свыше 14 миллионов тонн составляет уголь. Плюс импортная марганцевая руда и генеральные грузы, связанные с обеспечением арктических проектов. Стоит отметить, что если по углю мы свои плановые показатели стабильно выполняем, то поставки генгрузов в Арктику значительно превысили наши ожидания. Мы планировали их в районе 300 тысяч тонн, а на деле сделали порядка 500 тысяч. Гораздо больше перевалили щебня, который пошел на обеспечение строительно-монтажных работ в порту Сабетта. Несколько рейсов были связаны с доставкой грузов на арктические архипелаги для нужд Министерства обороны. Мы смогли обработать атомный лихтеровоз «Севморпуть», который до этого долго находился в простое. Сначала даже побаивались, что будут какие-то сложности. Сомневались, сможем ли скоординировать погрузку атомохода с напряженной угольной программой. Но смогли. Погрузили и сами себе доказали, что мы универсальный порт и умеем работать с разными видами грузов.

- Как финансовые показатели?

- В прошлом году мы перечислили в бюджеты всех уровней 980 миллионов рублей. По итогам нынешнего года платежи должны превысить планку в 1 миллиард рублей. И порядка 950 миллионов из них останутся в регионе. Вы понимаете, что суммы уплаченных налогов - подтверждение наших производственных успехов.

- Что сделано в плане технического перевооружения?

- Мы продолжили реализацию нашей технической политики, направленной на внедрение нового, более производительного оборудования. В этом году нам удалось окончательно сформировать и утвердить программу перевооружения кранового хозяйства. А это ключевая техника в порту. Мы уже получили четыре новых портальных крана. Подписаны контракты на поставку еще шести - по два в течение ближайших трех лет. Таким образом, до конца 2019 года мы практически полностью модернизируем свое крановое хозяйство.

- Порт - это не только краны, но еще и причалы. Как идет обновление гидротехнических сооружений?

- Ежегодно программа ремонтов в порту составляет более 250 миллионов рублей. И львиная доля этих средств идет на поддержание гидротехнических сооружений. Ни для кого не секрет, что они не новые, имеют определенную степень износа, за которой мы внимательно следим. Для нас это ключевой момент - без причалов порта не будет. Ежегодно проводим регламентные обследования и производим необходимые ремонты. Более того, в рамках нашей инвестиционной стратегии наметили последовательные шаги по реконструкции некоторых причальных сооружений. Мы понимаем, что всему есть предел. И по некоторым объектам предел ремонтов пройден - их надо модернизировать. В следующем году начнем реконструкцию одной из причальных стенок. По двум другим начнутся проектно-изыскательские работы, чтобы приступить к их реконструкции в 2018 году. За пять ближайших лет мы хотим реконструировать 5-6 причалов.

- Многое зависит от механизмов, но еще больше - от людей. Что делается для улучшения условий труда персонала?

- В этом году мы приняли новую политику в области охраны труда и техники безопасности. В случае если безопасность производства вступает в конфликт с производственным планом, приоритет отдается безопасности. Мы пересмотрели свой подход к спецодежде, условиям работы, провели полную инвентаризацию санитарно-бытовых помещений. Мы многое сделали за три предшествующих года, но предстоит сделать еще больше. И в этом году мы вне плана обновили несколько бытовых помещений. Просто потому, что поняли, что это надо сделать.

- Я знаю, что социальная политика порта распространяется и за пределы его проходных...

- Мы работаем в городе, где живут наши работники, их семьи, родственники. И мы понимаем свою социальную ответственность. Мы поддерживаем ряд дошкольных учреждений. Также в числе наших подшефных футбольная и хоккейная команды детско-юношеских спортивных школ. Ведь хорошо известно, что без детского спорта не будет и профессионального. Впрочем, мы поддерживаем и профессиональный спорт. В частности, выступаем в качестве ключевого спонсора хоккейного клуба «Мурман». А еще мы являемся неизменным партнером Праздника Севера. Сумели сохранить и свой яхт-клуб.

- Перейдем к экологическому блоку вопросов. И начнем, пожалуй, с системы пылеподавления. Водяные пушки у вас итальянские. Помню, как скептики выражали сомнение в том, что эти южанки смогут работать при наших холодах...

- Любая критика имеет положительное значение. Мы тоже, когда приобретали первые установки, сомневались, разбираются ли итальянцы в системе зимнего пылеподавления. Опыт у них есть, в том числе и в российских портах, но на юге. Сначала установили летний пакет на четырех стационарных установках во втором грузовом районе. И они показали свою эффективность. Затем поставили итальянцам задачу сделать так, чтобы все это действовало и зимой. В результате была разработана универсальная система, действующая круглогодично. Это, повторюсь, второй грузовой район. Для первого района пока приобрели две мобильные установки (одна у нас уже была), которые также работают в универсальном режиме. На следующий год добавим к ним еще две. В дальнейшем, после реконструкции складских площадок, все установки будут переоборудованы в стационарные. Итого будет девять штук. Мы считаем, что это закрывает ареал нашего потенциального воздействия на город с точки зрения пыления.

- В планах еще и установка пылеветрозащитных экранов?

- В этом году ведутся проектно-изыскательские работы. К следующему лету мы должны их завершить. После прохождения Главгосэкспертизы, возможно, уже в будущем году приступим к первому этапу установки. Для начала возьмем наиболее приближенный к жилой застройке участок. Чтобы было понятно: экран представляет собой стену высотой около 20 метров, выполненную из тонкого перфорированного металла. Специальная перфорация будет пропускать воздух, но при этом сбивать ветряные потоки. И тем самым предотвратит распространение мелких частиц за территорию предприятия. Мы обязательно поработаем над технологическим дизайном экранов. Чтобы со стороны города они не смотрелись унылой серой стеной. Постараемся, чтобы все выглядело красиво.

- Не могу не спросить об очистных сооружениях...

- Этот объект находится в активной фазе реализации. Сейчас мы завершаем строительство здания в основании которого размещаются подземные резервуары большой вместимости для приема первичного стока. Весь необходимый комплект технологического оборудования поступил на склад и готовится к монтажу. В мае-июне планируем очистные пустить. Чтобы в летний период отработать технологию. Этот объект в каком-то смысле уникальный, так как позволит не только максимально очищать ливневые стоки, но и использовать очищенную воду в системе пылеподавления.

Беседовал Игорь ЯГУПОВ