АО «Мурманский морской торговый порт» - крупнейшая стивидорная компания в Арктической зоне Российской Федерации. Она входит в структуру Национальной транспортной компании, ключевыми партнерами которой являются АО «СУЭК» и АО «МХК «ЕвроХим». АО «ММТП» обеспечивает круглогодичное сообщение с важнейшими логистическими центрами во всем мире. Предприятие внедряет наилучшие доступные технологии в сфере транспортной логистики и экологии, выполняет уникальные технологические операции, принимает активное участие в поддержке и реализации общественно значимых проектов. Не стал исключением и нынешний год.

Арктический прорыв

Яркое достижение уходящего года - реализованная рекордная арктическая программа. В частности, по перевалке железорудного концентрата для транспортировки по Северному морскому пути между терминалами Мурманского морского порта (АО «ММТП»), Мурманского балкерного терминала (ООО «МБТ») и портами Китая. В 2021 году отправка судовых партий ЖРК по Северному морскому пути через причалы ММТП и МБТ увеличилась более чем в два раза и составила рекордные 968 тысяч тонн (+ 124% к 2020 г.). В 2020 году по СМП было отправлено 432 тысячи тонн.

- Сегодня перед нашим государством стоит амбициозная задача по развитию Арктики. И Севморпуть является одним из ключевых элементов для ее решения. С увеличением грузопотоков по этому маршруту СМП становится по-настоящему важной мировой транспортной артерией. Поэтому мы высоко ценим вклад мурманских портовиков и наших партнеров из компаний АО «СУЭК», АО «МХК «ЕвроХим», ОАО «РЖД» в развитие этого направления, - сказал заместитель генерального директора, директор по портовым активам АО «Национальная транспортная компания» Александр Масько.

Более того, по итогам июля 2021 года мурманские портовики обработали 180 332 тонны щебня, что стало новым максимальным показателем месячного грузооборота для этого вида груза. За месяц было обработано шесть балкеров, которые доставили груз, произведенный в Мурманской области и предназначенный для реализации масштабных инфраструктурных проектов в Арктической зоне Российской Федерации. Это стало еще одним абсолютным рекордом АО «Мурманский морской торговый порт». Причем в первые дни осени 2021 года в АО «ММТП» был установлен еще один производственный рекорд. На «арктическом» причале № 15 грузового района № 2 АО «ММТП» на борт балкера «Енисей» были погружены рекордные 41 966 тонн щебня. Знаменательное событие произошло в дни празднования 106-летия ММТП. Предыдущий рекорд погрузки судовой партии щебня был установлен в январе 2021 года и составил 40 351 тонну.

- В 2021 году в АО «Мурманский морской торговый порт» в целом значительно расширилась арктическая программа. По итогам двенадцати месяцев этого года наш грузооборот в арктическом направлении значительно превысил показатели 2020 года и составит более 650 тысяч тонн, - сообщил исполнительный директор АО «ММТП» Алексей Рыкованов.

Гиганты в гости к нам

Отметим, что при работе с железорудным концентратом увеличился и тоннаж судовых партий. Так, в этом году в ММТП и МБТ были обработаны три судна типа BabyCapec судовыми партиями более 100 тысяч тонн, что стало частью важной тенденции.

Так, в 2021 году Мурманский морской торговый порт принял и обработал у своих причалов на порядок больше морских гигантов. По результатам 11 месяцев мурманские портовики обработали 21 судно типа Capesize, на которое погружено 3 129 967 тонн навалочных грузов. В декабре 2021 года планируется обработать еще два. При этом в 2020 году их было 14.

Расширение программы судозаходов в ММТП морских гигантов позволило поставить еще один рекорд. В дни празднования 106-летия Мурманского морского торгового порта на причале № 14 грузового района № 2 на борт судна «Seaforce», относящегося к классу Capesize, было погружено 160 300 тонн угля. Это максимальная грузовая партия за всю историю порта.

Уникальные «ветряки»

В 2021 году сотрудникам Мурманского морского торгового порта была поставлена уникальная задача - обработать детали для масштабного проекта, реализуемого на территории Мурманской области. Речь идет о ветропарке «Кольская ВЭС», который станет самым крупным ветропарком в России за полярным кругом.

Целиком переправить на судах 57 гигантских ветроустановок - задача непосильная. Поэтому их доставляли в порт по частям. Каждый такой ветрогенератор состоит из трех секций башни, гондолы с генератором, ступицы и трансмиссии - в общей сложности шесть элементов.

Вес одной секции башни ветроустановки составляет почти 80 тонн. А общий вес всех компонентов для одного ветрогенератора, за исключением лопастей, - более 374 тонн. Но и это еще не все, ведь длина одной секции башни - почти 30 метров. Эту махину нужно не только выгрузить с судна, но и провезти по всей территории порта. Работа считается филигранной. В рамках операции уже обеспечено 15 судозаходов. Заключительные два будут выполнены в конце декабря.

- Обработка ветропарка в Мурманском морском торговом порту - это нестандартный, интересный, уникальный проект не только для порта, но и для области в целом. Он начался два года назад, когда к нам поступила первая заявка по обработке этого груза. Мы разработали схемы обработки и провоза его по территории предприятия. Поскольку груз крупногабаритный, пришлось провести некоторые инфраструктурные изменения в порту, - рассказал главный диспетчер АО «ММТП» Виталий Власов.

Сигнал для начала работы крана «Витязь» дали губернатор Мурманской области Андрей Чибис, исполнительный директор АО «ММТП» Алексей Рыкованов, заместитель председателя Мурманской областной думы Евгений Никора, директор по продажам ЗАО «СММ» Эдуард Айвазьян.

Новейшие технологии

Один из секретов успеха мурманских портовиков состоит в применении прогрессивных технологий и внедрении современной техники. Так, в этом году в Мурманском морском торговом порту введен в эксплуатацию первый в нашей стране кран российского производства с максимальной грузоподъемностью 124 тонны. Знаменательное событие произошло в рамках торжественных мероприятий, посвященных 106-летию АО «Мурманский морской торговый порт». Сигнал для начала работы суперкрана дали губернатор Мурманской области Андрей Чибис, исполнительный директор АО «ММТП» Алексей Рыкованов, заместитель председателя Мурманской областной думы Евгений Никора, директор по продажам ЗАО «СММ» Эдуард Айвазьян.

- Мурманск - это действительно город-порт. Очень важно, что в ММТП появляются новые проекты, увеличивается грузооборот, обновляется оборудование - самый мощный кран этого класса российского производителя. Всех поздравляю не только с праздником, но и с тем, что порт активно развивается! - сказал губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

Новый кран «Витязь» с шарнирно-сочлененной системой является самым высокопроизводительным в своем классе из ранее изготовленных кранов ЗАО «СММ» и относится к последнему поколению перегрузочной техники. Он включает в себя все лучшие и наиболее современные технические решения, применяющиеся в краностроении. Грузовой момент крана составляет 2 700 тонн х метров, что в сочетании с грейферным режимом 52 тонны на всем диапазоне вылетов от 10 до 45 метров определяет его флагманскую позицию в линейке портальных перегрузочных кранов ЗАО «СММ». Указанные характеристики достигнуты при сохранении всех допустимых нагрузок причальной зоны.

- Для нас тем более значимо, что первым этот кран внедряют в эксплуатацию работники Мурманского морского торгового порта. Его пуск - это часть программы технической модернизации предприятия. Мы реализуем ее с учетом самых современных требований, в том числе в вопросах экологии. Пуск крана в эксплуатацию в дни празднования 106-летия предприятия символичен. Тем самым мы продолжаем традиции нашей крупнейшей стивидорной компании Арктической зоны России, когда на протяжении минувших десятилетий мы всегда были на передовом крае решения самых ответственных задач, внедрения новаций, и сегодня мы делаем еще один шаг вперед, - отметил исполнительный директор АО «ММТП» Алексей Рыкованов.

Высота крана - 68 метров, максимальная грузоподъемность «Витязя» в крюковом режиме - 124 тонны. Кран дополнительно комплектуется траверсой грузоподъемностью 90 тонн для подъема железнодорожных вагонов и грейфером для перевалки ЖРК. Портальный кран «Витязь» обладает наибольшей грузоподъемностью из всех кранов с шарнирно-сочлененной системой ранее выпущенных и эксплуатируемых в России и СССР. Он дополнил 45 действующих кранов ММТП, 21 из которых произведен российской компанией ЗАО «СММ». Техника позволит предприятию увеличить производительность труда, сократить время погрузки и выгрузки и повысит интенсивность обработки грузов.

- Данная поставка является символичной: первый портальный кран мы поставили в ММТП в 2005 году. Сегодня, в 2021-м, ЗАО «СММ» поставляет именно в ММТП самый высокопроизводительный кран с грузоподъемностью 124 тонны, в котором воплотились наши лучшие конструкторские наработки, использован уже имеющийся опыт поставок перегрузочного оборудования, а также применены все действующие стандарты безопасности, эргономики, средств доступа и обслуживания, - подчеркнул Олег Титберия, генеральный директор ЗАО «СММ».

В рамках торжественных мероприятий, посвященных 106-летию ММТП, губернатор Мурманской области Андрей Чибис, исполнительный директор АО «ММТП» Алексей Рыкованов и приглашенные лица поздравили сотрудников АО «ММТП» с днем рождения предприятия и вручили почетные награды и благодарственные письма.

- Пока живет порт, будет жить Мурманск, а Мурманск будет жить всегда, и порт будет жить всегда. Успехи Мурманского морского торгового порта радуют. Огромное спасибо за те социальные проекты, в которых принимают участие ММТП, НТК, СУЭК, - это образование, социальная сфера, благоустройство. И мы видим, что ММТП остается одним из крупнейших работодателей и налогоплательщиков Мурманска, - сказал Евгений Никора.

Синхронная работа

Подобные прорывные проекты ММТП были бы невозможны без кропотливой созидательной работы в рамках всей «Национальной транспортной компании» и «Сибирской угольной энергетической компании», частью которых является АО «ММТП», его партнеров, а также усилий органов государственной власти. Синергетический эффект общих усилий уже проявляется в полной мере и выгоден всем участникам. Показательный тому пример - заключение на Петербургском международном экономическом форуме 2021 года соглашения о сотрудничестве между ПАО «Северсталь» и АО «Национальная Транспортная Компания». В церемонии подписания документов приняли участие генеральный директор СУЭК, председатель совета директоров «НТК» Степан Солженицын генеральный директор компании «Северсталь» Александр Шевелев, а также губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

Согласно достигнутой договоренности порожние вагоны НТК, доставляющие груз в Мурманский морской торговый порт, на обратном пути направятся в Ковдорский и Оленегорский ГОКи и далее, загружаясь рудой, - на заводы «Северстали» в Вологодскую область.

- Подписание долгосрочного контракта с «Северсталью» - флагманом российской металлургии - принципиальный шаг в решении стратегических задач НТК по формированию стабильных долгосрочных отношений с ключевыми промышленными корпорациями России. Мы готовы обеспечить все потребности «Северстали» в подвижном составе, для НТК - это стабильность грузовой базы. Долгосрочность отношений формирует условия для совместных проектов повышения операционной эффективности в перевозках на Кольском полуострове, - подчеркнул председатель совета директоров НТК, генеральный директор АО «СУЭК» Степан Солженицын.

- Благодаря этому соглашению мы дадим новый импульс оптимизации транспортного сообщения в области. За год сможем провозить около 2,4 миллиона тонн груза и в дальнейшем наращивать объемы сотрудничества. А главное - обеспечивать работу предприятий региона, а также Октябрьской железной дороги, - отметил губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

А уже в декабре состоялась встреча генерального директора АО «НТК» Михаила Кузнецова и губернатора Мурманской области Андрея Чибиса. Глава региона поздравил Михаила Кузнецова с назначением на должность генерального директора компании и поблагодарил Национальную транспортную компанию за инвестиции в развитие области, в том числе в благоустройство и поддержку спорта.

- Надеюсь, эти инвестиции будут продолжаться, потому что такая социальная поддержка качества жизни людей принципиально важна, - подчеркнул глава региона.

В свою очередь генеральный директор АО «НТК» Михаил Кузнецов заявил, что губернатор выразил готовность вникать в нужды предприятия и обещал оказывать дальнейшую поддержку по развитию порта в 2022 году.

- Для нашей компании Мурманск - особый регион. У нас семь портов, и один из двух самых крупных и самых важных, которые формируют лицо компании, находится здесь, в Мурманске. Поскольку мы существуем не в безвоздушном пространстве, нам очень важно быть встроенными в интересы региона, в его жизнь. И в этом вопросе ключевым партнером для нас является администрация области. Мы на своем опыте чувствуем, что инвесторам здесь рады, мы ценим такое отношение, которое помогает нам развивать здесь производство. В свою очередь, группа «НТК» всегда участвовала и будет участвовать в социально-экономической жизни области. Наше сотрудничество с региональной администрацией многие годы было конструктивным и взаимовыгодным. И я уверен, что так должно продолжаться и дальше, - отметил в ходе встречи генеральный директор АО «НТК» Михаил Кузнецов.

Экологический приоритет

Особое внимание в АО «ММТП» уделяется вопросам защиты окружающей среды. На протяжении многих лет предприятие реализует масштабную экологическую программу и активно внедряет подход ESG - (Environmental, Social and Corporate Governance) - принципы развития, основанные на защите экологии, добросовестных отношениях с сотрудниками и клиентами и правильном корпоративном управлении.

Напомним, что экологическая программа включает 13 проектов. В порту оборудовали и наладили работу уникальной экодиспетчерской, установили снего- и туманогенерирующие пушки, высадили сотни деревьев, по всему периметру терминала установили пылеветрозащитные экраны, которые не только выполняют защитную функцию, но и задали яркую художественную доминанту в городе, доказав, что порт - это не только эффективно со всех точек зрения, но и красиво: вокруг производственной площадки ММТП установлено 1,553 тыс. м конструкций экранов высотой 20 м. Общая площадь смонтированных панелей составила 27,443 тыс. кв. м.

Не случайно, что в 2021 году за достигнутые успехи АО «Мурманский морской торговый порт» удостоено диплома в номинации «Морская стивидорная компания» конкурса федерального агентства морского и речного транспорта «Лидер отрасли» и признано победителем в номинации «Лучшее экологическое предприятие». В числе наиболее ярких достижений предприятия, отмеченных экспертами, стабильная работа в период пандемии и успешная реализация масштабной экологической программы.

- Высокая оценка деятельности Мурманского морского торгового порта со стороны органов государственной власти и профессионального сообщества - это, с одной стороны, констатация достигнутого уровня, а с другой - стимул для движения вперед. Мы продолжим эту работу, будем и дальше повышать уровень экологической ответственности порта, - отметил Алексей Рыкованов.

Проекты, реализованные в Мурманском морском торговом порту, легли в основу справочника наилучших доступных технологий, которые применяются в российских портах и позволили предприятию войти в число лидеров по их внедрению.

СУЭК - признанный лидер в сфере устойчивого развития в России. СУЭК прошла ESG-оценку рейтингового агентства S&P, занимает верхние позиции в самых авторитетных ESG-рейтингах на российском и международном уровнях, в том числе RAEX Europe, рейтингового агентства «Эксперт РА», а также в ESG-индексах РСПП. На днях высший уровень социальной ответственности СУЭК подтвердил проект «Лидеры корпоративной благотворительности» - компания вошла в рейтинге благотворительной деятельности и социальных инвестиций в категорию А (лучшая практика) и завоевала сразу награды в одноименном конкурсе социальных программ в номинациях по таким направлениям, как здоровье, образование, экология. Также СУЭК стала одной из первых отечественных компаний, получивших официальный статус партнера Национальных проектов.

Генеральный директор АО «СУЭК» Степан Солженицын: «Мы стремимся к комплексному улучшению качества жизни людей, которое повышает заинтересованность в проживании на конкретной территории, а она, в свою очередь, помогает стабильно работать нашим предприятиям».