В Мурманской области продолжается переход на персонифицированные пластиковые карты единого социального проездного билета. Прием заявлений на выдачу таких карт начался еще в июне прошлого года. На сегодня выдано уже около 20 тысяч. А в целом в нашей области проживает 25 тысяч пользователей единых социальных проездных билетов. В министерстве транспорта и дорожного хозяйства принято решение с 1 мая окончательно отказаться от бумажных ЕСПБ и перейти на пластиковые. О преимуществах такой формы оплаты рассказал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства области Виктор Тиховский:

- Во-первых, пластиковый социальный проездной - это удобно. Отпадает необходимость предъявлять кондуктору при проезде дополнительные документы, удостоверяющие личность. На карте будет фотография ее владельца. Кроме этого, отпадает необходимость ежемесячно ходить в киоски для покупки нового бумажного проездного. Карту, срок действия которой три года, можно пополнять дистанционно, на выбор - либо в киосках по продаже билетов, либо через специально созданное интернет-приложение, либо в банках, но там возможно снятие процентов.

Виктор Тиховский отметил, что если у пользователя ЕСПБ не будет необходимости ездить в общественном транспорте, к примеру, когда он надолго уедет за пределы Мурманской области, то карту можно просто не пополнять, а по приезде вновь внести деньги. В настоящее время социальный проездной стоит 700 рублей.

Что нужно для того, чтобы оформить пластиковую транспортную карту? Просто прийти в многофункциональный центр по месту жительства и написать заявление о ее выпуске. Персонифицированная карта будет готова в течение двадцати дней. И все, можно пользоваться, не забывая раз в месяц пополнять счет.

Виктор Тиховский отметил, что возможность не оформлять пластик, а пользоваться по старинке бумажным социальным проездным сохраняется, но для этого нужно каждый раз предъявлять документы на право получения льгот, которые выдает региональное минтрудсоцразвития.

Также в ближайшее время предполагается организовать выпуск пластиковых проездных и для школьников.

Что же касается остальных граждан, не имеющих социальных льгот, то каждый пассажир может купить в киске пластиковую транспортную «Карту 51», положить на нее любую сумму и пополнять по мере необходимости. А контролировать баланс можно с помощью чека, который выдает кондуктор. На нем печатается сумма остатка. Естественно, сохраняется возможность оплатить проезд банковскими картами.

Никто не собирается отменять и наличную форму оплаты проезда. Если у кого в кармане скопилась мелочь, ею запросто можно расплатиться в троллейбусе или автобусе.

Следует отметить: все эти виды оплаты применяются в транспорте, который работает в компаниях, осуществляющих перевозки по регулируемым тарифам. Что же касается микроавтобусов частных компаний, которые не предоставляют социальные льготы, то там проездные, как и прежде, недействительны, и расплатиться за проезд можно только наличными. Это гораздо менее удобно, так как водитель вынужден постоянно отвлекаться, пересчитывать мелочь, выдавать сдачу. Причем зачастую это делается во время движения, что создает опасность на дороге. Введение безнала существенно облегчило бы труд водителя.

- К перевозкам по нерегулируемым тарифам несколько иные требования, установленные федеральным законодательством. Директивно потребовать и здесь переходить к безналичной форме оплаты мы не можем, - сказал Виктор Тиховский. - Тем не менее есть варианты, с помощью которых можно было бы решить эту проблему, договорившись с перевозчиком на взаимовыгодных условиях. У всех транспортных компаний, осуществляющих пассажирские перевозки, есть свои коммерческие интересы, но их руководители рассуждают здраво и понимают, что необходимо учитывать современные реалии и вводить новые формы оплаты проезда.

Как отметил замминистра, решение проблемы с оплатой в частных маршрутках, работающих в Мурманске и других городах области, будет одним из направлений деятельности регионального министерства в этом году. Дело пойдет быстрее после того, как полномочия по организации пассажирских перевозок от муниципалитетов перейдет к региональным властям. Произойдет это уже 1 июня.