Как успешно развивать Арктическую зону и комфортно жить в ней? Этот и многие другие вопросы обсуждались в конце прошедшей недели в Санкт-Петербурге, где госкорпорация «Росатом» провела международный «День Арктики». На борту теплохода «Кронштадт» собрались представители правительства РФ, губернаторы арктических регионов, делегаты из партнерских компаний и эксперты. Они обсуждали вопросы развития Северного морского пути, инвестиций в Арктическую зону, осуществления круглогодичной навигации, создания международной контейнерной линии, инфраструктурный девелопмент проектов, обеспечение безопасности судоходства и другие актуальные темы.

Добро пожаловать на борт!

Открыл онлайн-форум глава «Росатома» Алексей Лихачев. Он зачитал приветствие от Владимира Путина. Красной нитью в нем проходит мысль, что для успешного развития Арктики необходимы консолидация и деловое партнерство.

«В нашей стране проблематике развития северных территорий традиционно уделяется большое внимание, - отмечено в приветствии главы государства. - Российская Федерация последовательно укрепляет взаимодействие с соседями по региону, в том числе в формате Арктического совета. Сейчас, в период российского председательства в совете, мы нацелены на всемерное повышение эффективности этой важной многосторонней структуры, на реализацию в ее рамках перспективных взаимовыгодных совместных проектов. Уверен, что только сообща мы сможем превратить Арктический регион в пространство мира, сотрудничества и взаимного доверия».

По мнению Алексея Лихачева, сегодня стоит конкретная задача - изменить Арктику, изменить планету. Планов в этом направлении громадье. Стоит напомнить, что грузооборот в Арктике в последние годы значительно вырос, а впереди новые рубежи. Если во времена СССР перевалка грузов по высокоширотным трассам достигала 7 миллионов тонн в год, то к 2024-му этот показатель должен увеличиться до 80 миллионов. А к 2030-му Северный морской путь превратится в современный международный логистический коридор.

- В это мероприятие мы хотим вовлечь представителей всех стран, которым это интересно, - подчеркнул Алексей Лихачев. - У нас не существует экономических или политических ограничений. Мы готовы принять всех, кто готов к сотрудничеству. Добро пожаловать на борт!

Немаловажно, что нынче Арктика - в центре внимания российского правительства. Заместитель председателя кабинета министров, председатель Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Юрий Трутнев в своем приветственном слове напомнил о беспрецедентных мерах, принятых правительством страны для ускоренного развития Арктической зоны РФ. Утверждены Основы государственной политики, Стратегия развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Принят федеральный закон о государственной поддержке предпринимательской деятельности. Для повышения инвестиционной привлекательности региона продолжается модернизация преференциальных режимов. В 2020-м вся Российская Арктика стала особой экономической зоной.

- У этой работы уже есть результаты, - подчеркнул Юрий Петрович. - Сегодня преференциями АЗРФ воспользовались 128 резидентов с общим объемом заявленных инвестиций более 300 миллиардов рублей. В Арктике работают крупнейшие отечественные компании, которые не только инвестируют средства в освоение арктических месторождений, но и строят заводы, инфраструктуру, аэропорты, флот, жилье. Президентом России перед нами поставлены большие задачи, связанные с освоением Северного морского пути.

Обеспечить мощный рывок

С особым интересом встретили участники конференции доклад Андрея Чибиса. Губернатор отметил, что не случайно Мурманская область официально объявлена территорией опережающего развития - «Столицей Арктики». Ведь 39 процентов инвестиций в Арктическую зону приходятся на Кольское Заполярье.

- Это честь для нас - быть частью большой Русской Арктики, - подчеркнул глава региона.- Мы не делим Арктику между собой, а с момента образования Мурманской области и по сей день стараемся активно вкладывать все наши возможности, ресурсы в развитие этой стратегической территории, важной не только для нашей страны, но и для всего мира. Вся наша область - это полностью арктическая территория. Именно у нас находится главный оператор по ледовой проводке судов - предприятие «Атомфлот», а также самый большой по численности щит России - Северный флот, который обеспечивает глобальную стабильность в мире и защиту арктических границ государства. Самый главный плюс региона в том, что здесь расположен крупнейший за полярным кругом незамерзающий порт, способный обеспечить круглогодичную перевалку грузов. Наш порт - это прямой выход в Мировой океан, и его глубины позволяют нам его активно развивать без каких-то дополнительных инвестиций в углубление. Сейчас по грузообороту мы занимаем пятое место в стране, несмотря на трудности, связанные с пандемией.

Как отметил Андрей Чибис, в деле развития Арктики совершается мощный рывок, который способствует конкурентоспособности наших регионов на международном уровне.

- Важнейший для нас проект сегодня - это то, что в дополнение к существующим мощностям активно ведется строительство на западном берегу Кольского залива, - сообщил он. - Принципиально важно, что проект «Мурманский транспортный узел» является одним из ключевых в стратегии развития Арктики, которая утверждена президентом страны в конце 2020 года. Первый груз со строящегося торгового порта Лавна будет в 2023-м. Также на западном берегу появится нефтеналивной терминал. Для этого создается береговая инфраструктура, включающая в себя железнодорожную ветку, энергетические мощности. Есть далеко идущие планы и по газификации региона, тут особый акцент сделан на строительстве терминала по переработке сжиженного природного газа. В рамках этого направления компания «НОВАТЭК» перевела перевалку СПГ из Норвегии в Мурманскую область. Кроме того, с компанией «Газпромнефтьшельф» мы отрабатываем вопрос строительства единой базы берегового обеспечения шельфовых проектов.

И словом, и делом

С особым вниманием отнеслись участники конференции к социальной тематике. Как создать комфортные условия для проживания северян? Этот вопрос был поставлен во главу угла. Мурманск никогда не станет городом вахтовиков - это миф, - подчеркнул глава региона. - Все делается для того, чтобы жителям Кольского Заполярья было тепло, уютно и комфортно.

- Несмотря на тяжелый год, невзирая на пандемию, цифры говорят сами за себя, - продолжил Андрей Чибис. - Только в 2020-м новые проекты благодаря арктическим льготам обеспечили нам более 190 миллиардов рублей инвестиций. И целый набор инвестиций направлен именно в социальную сферу. Уточню: прежде всего в модернизацию здравоохранения, в благоустройство и улучшение качества образования. Хочется сказать спасибо компаниям «Росатом», «НОВАТЭК», нашим стратегическим партнерам, которые не только реализуют проекты в Мурманской области, но и активно вкладываются в улучшение качества жизни людей, которые живут в Арктике. Один из главных для нас проектов, который реализуется сегодня, - это изменение городской среды, проект редевелопмента недействующего судоремонтного завода - трансформации его в культурно-деловой центр на берегу Кольского залива. Там для всех мурманчан и гостей города знаковым местом является, кстати, музей - первый в мире атомный ледокол «Ленин», вокруг которого расположится культурно-деловое пространство. Такого проекта нет ни в одной арктической стране. Причем это не просто идея, витающая в воздухе, запуск реализации проекта с 2022 года согласован с Министерством Дальнего Востока и Арктики.

В подробном докладе Андрей Чибис рассказал также о научно-образовательных проектах, ведь без молодых кадров Арктика никак не обойдется. Особо он остановился на создании в Териберке международной арктической станции «Снежинка-2» и трансформации МГТУ в инженерно-технический научно-образовательный кластер «Университет 3.0».

- Принципиально важно, чтобы наши ребята получали хорошее образование, чтобы к нам приезжали учиться, - подчеркнул губернатор. - Так мы обеспечим кадрами те проекты развития, которые делают Российскую Арктику весьма конкурентоспособной в мировом масштабе. То, что сегодня осуществляется правительством России, Юрием Петровичем Трутневым, Миндальвостокразвития, - бесценно, потому что это не просто концепции, стратегии, слова, а конкретные решения, дающие совершенно другую динамику роста экономики арктических регионов. На прошедшем форуме Северный морской путь не раз называли новым шелковым путем. Напомним: Великий шелковый путь - это караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. Он сыграл большую роль для экономических и культурных связей народов, кроме того, служил проводником распространения новейших технологий и инноваций. В своем выступлении на Дне Арктики бывший мурманчанин, а ныне глава Дирекции СМП Вячеслав Рукша подчеркнул, мол, неважно, какая погода будет в Арктике, но вот «шелковый путь» точно будет! Судя по энтузиазму, с которым участники форума встретили эти слова, верится - будет.