Миша и Алена ходят еще в детский сад, им по 6 лет, и треть своей жизни они занимаются робототехникой. Вместо кукол и машинок играют с конструктором «Лего». Неслучайно Миша и Алена восседали за одним из демонстрационных столов в холле 2-го этажа центра «Лапландия», где участники регионального фестиваля «Юные инженеры Арктики» показывали свои работы. Вот и эти малыши демонстрировали емкости из «Лего», которые отсыпали горсть семечек или сухариков, если опустить в специальное отверстие монетку. Забавно. Но они почти академики. Ведь в оленегорском детсаду № 13 «Олененок» действует кружок конструирования и робототехники. Рабочая программа этого кружка называется «Академия конструирования». Куда уж круче.

Не только малыши участвовали, причем в большом количестве, в нынешнем фестивале. Со своими работами выступали школьники, учащиеся колледжей, всего более 400 человек из 14 муниципальных образований.
Программа фестиваля, знаменующего закрытие сезона 2016/17 учебного года, включала как соревновательную часть, а это турнир по робототехнике, региональный этап Всероссийской научно-технической олимпиады по авиамоделированию, так и деловую - ребята посетили областную клиническую больницу имени Баяндина, Мурманский индустриальный колледж, Центр консалтинговых проектов. Для педагогов организовали мастер-классы по программе ранней профориентации JuniorSkills. Также работала школа молодого педагога по образовательной робототехнике.
Во второй день в «Лапландии» раскинулась большая интерактивная выставка, включающая в себя демонстрацию моделей и изобретений. На ней были представлены такие направления, как радиоэлектроника, автоматика, авиаракетомоделирование, судо- и автомоделирование, IT-технологии, робототехника, научно-исследовательские проекты Всероссийского форума «Шаг в будущее», презентации координационных центров по робототехнике и научно-техническому творчеству Мурманской области.
Столы буквально облепила детвора. Не было, например, отбоя от желающих освоить лего-рисование с помощью 3D-ручки. «Прикольно», - улыбаются мальчишки, останавливаются и ждут своей очереди.
От стола к столу, от стенда к стенду передвигался по выставке народ - дети, родители, педагоги. Здесь я и познакомилась с Мишей и Аленой, а также автоматизированной раздачей семечек и сухариков.
Чуть поодаль Мурманский индустриальный колледж демонстрировал работу 3D-принтера. Это посложнее, чем у воспитанников «Олененка». Ну у них большое инженерное будущее еще впереди.
А вот девятиклассники 31-й школы из областного центра уже задумываются о выборе профессии. Дмитрий Смирнов пойдет в колледж, хочет стать автомехаником. Сергей Ковалев продолжит обучение в школе, затем - вуз, мечтает стать айтишником. В нынешних мероприятиях они заняли 2-е место в соревнованиях по футболу. В футбол, правда, играли роботы, которых ребята собрали и которыми управляли. Что им нравится в робототехнике? Все нравится, признались мальчики: и творить, и участвовать в состязаниях.
Также в эти дни прошла профориентационная игра для учащихся с использованием атласа новых профессий. Наши молодые земляки изобретали инструменты специалистов будущих профессий в различных отраслях и защищали свои проекты.
Кроме того, в рамках фестиваля стартовал областной образовательный проект «Полигон-PRO: день на производстве». Его реализация началась с экскурсии на предприятие «Почты России». Учащиеся из ковдорской школы и центра «Лапландия» побывали в роли оператора почтовой связи.


На торжественной церемонии закрытия фестиваля наградили победителей и призеров соревнований, а также региональных этапов всероссийских конкурсов медиатворчества и программирования среди учащихся «24 bit», творческого состязания юных фотолюбителей «Юность России», конкурса научно-технического творчества «Юные техники XXI века».
Главный судья турнира по робототехнике кандидат технических наук, доцент МГТУ Виктория Яценко знает постоянных участников, видит, как они растут из года в год - прибавляют знаний. На этих соревнованиях, отметила Яценко, появилось много новых лиц. Значит, интерес детей к техническим дисциплинам усиливается. Выше стал и уровень подготовки. А это уже заслуга педагогов. Да и сами преподаватели набрались опыта.
Более того, ими становятся те, кто еще в детстве имел дело с робототехникой. Так, команду из Никеля привез в Мурманск Сергей Мельников. Он со школьных лет увлечен техникой, начал с радиолюбительского кружка, затем осваивал робототехнику, учился в колледже в Санкт-Петербурге, потом - в МГТУ. Теперь тренирует ребят. Наставник полон замыслов и разрабатывает разные проекты соответствующего робототехнического направления. Такие вот грамотные, продвинутые специалисты и взрастят талантливое поколение технарей.