Начало

Музей истории образования Мурманска, открывшийся в конце декабря, был давней мечтой педагогов областного центра. Идея, как говорится, носилась в воздухе. Создавался он годами - энтузиазмом ветеранов и нынешних школьных учителей. Кропотливо собирали для него экспонаты Фиала Александровна Гафарова, Татьяна Николаевна Лапина, Галина Дмитриевна Яковлева и многие другие. Пока он занимает немного места. В городском информационно-методическом центре работников образования на улице Генералова, 1/13, где прописался новый музей, лишь несколько стендов да витрин с экспонатами. Но это начало.

- У нас есть план развития музея на ближайшие три года, - рассказывает директор центра Надежда Демъянченко. - Добавятся материалы, рассказывающие о реформах, о тех изменениях, которые происходили в школе с восьмидесятых годов. Появятся разделы, посвященные дополнительному образованию, а также руководителям системы образования. Продолжается сбор материалов о педагогических династиях. А тема очень интересная и богатая - например, в 45-й школе сегодня трудятся представители сразу нескольких династий. Будем пополнять и виртуальный музей. Так что знакомиться с нашими экспонатами, историей развития образования на Кольском полуострове можно, не выходя из дома.

Но и у «нормальных» посетителей музея скоро появится возможность заглянуть в прошлое с помощью мультимедийной техники, которую здесь установят. Естественно, особое внимание будет уделено периоду внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Это ведь поистине революционный период. Он и сейчас продолжается, и кто знает, какие новые возможности нам еще принесет.

Кузница кадров

На образовательном портале Мурманска (www.edu.murmansk.ru) можно посмотреть всю информацию о музее и, в частности учительских династиях. Материалы к этому разделу собрала Фиала Гафарова. В течение двух лет опрашивала она педагогов, составляла родословные семей, где не одно поколение шло в учителя. Изучив эти материалы, я отправилась в 45-ю школу. Ведь в ее стенах трудятся те, кто имеет прямое отношение к этой теме. В том числе и директор Ольга Рыщенкова.

В этой школе когда-то учителем начальных классов работала ее мама - Валентина Ивановна Стрелкова. Сама Ольга Евгеньевна сначала училась здесь, потом преподавала математику и информатику, была заместителем директора, а с 2006 года руководит коллективом. Членом которого является и ее дочь, Елена Иванюгина, учитель английского языка.

Ольга Рыщенкова и педагог дополнительного образования, прежний директор школы Татьяна Лапина, рассказывают о своих коллегах, которые не изменили семейной традиции в выборе профессии. Вот, например, есть в Мурманске такая династия Дребенцовых - Писковатских. Когда-то Семен Демьянович Дребенцов возглавлял фабрично-заводскую семилетку № 4, которую называли Дребенцовской академией. Его жена, Екатерина Ивановна, учительствовала в разных школах, одной из первых среди педагогов Мурманска стала кавалером ордена Ленина, избиралась депутатом Верховного Совета РСФСР. А вот их внучки, учителя начальных классов Светлана Писковатская и Ирина Васильева, трудятся в 45-й школе.

Преподаватель физики Анатолий Летунов и преподаватель математики и информатики Татьяна Михайлова также из учительских семей.

У преподавателя ОБЖ и физкультуры Дениса Медведенко и родители, и дедушка с бабушкой нашли свое призвание в педагогике. Папа логопеда Светланы Петровской - известный в Мурманске учитель Николай Аверин. У Нелли Васильевой, которая ведет физкультуру, папа был директором вечерней школы, а мама работала замдиректора по воспитательной работе здесь же, в 45-й.

Кузницей кадров с гордостью называют свою школу Рыщенкова и Лапина, рассказывая о выпускниках, которые пошли в педагоги. Таких много, они трудятся сегодня учителями, директорами общеобразовательных учреждений, специалистами городского комитета по образованию и областного министерства образования и науки… В общем-то все логично. Когда многие члены учительского коллектива с младых ногтей присутствовали на «семейных педсоветах» (ведь старшие непременно обсуждали дома свои педагогические проблемы), в школе сама собой должна была возникнуть аура, настраивающая ребят на то, чтобы причаститься к этой трудной, не всегда благодарной, но благородной и такой необходимой профессии...

- За партой прошли мои самые счастливые годы, - признается Ольга Рыщенкова. - Когда училась, было так весело! До сих пор помню это радостное состояние. Хочу, чтобы и мои ученики чувствовали себя так же.

Надо думать, так и чувствуют. Ведь недаром же тянутся ребята сюда и после уроков не торопятся расходиться. Часто заглядывают в родную школу и выпускники, приходят и изумляются: сколько здесь техники появилось! А еще помогают Татьяне Лапиной - она руководит школьным музеем - оформлять стенды.

Кстати, и в 45-й, и в городском музее образования я поинтересовалась, есть ли среди экспонатов, рассказывающих об истории школы, парта. Простая черная парта с наклонной откидывающейся крышкой, с углублением для чернильницы-непроливайки в столешнице и скамейкой, которую не отодвинешь, поскольку она скреплена со столом полозьями. Целый век, вплоть до 70-х годов прошлого столетия, именно за такой партой получали знания ребятишки в нашей стране. Легенда своего рода!

Однако и там, и там мне сказали, что этого экспоната у них нет. К сожалению. И главное, найти нигде не могут! Так быстро школы обновили свою мебель в предыдущие десятилетия, решительно выкинув все старье... Но мальчишки 45-й просят чертежи, говорят: для музея сделаем парту сами!

Галина ДВОРЕЦКАЯ