Еще не родившийся новый закон об образовании побил многие рекорды «популярности». Поправок к этому законопроекту уже более 600 и занимают они свыше 400 страниц (к слову, это больше, чем текст самого документа). Его обсуждение в Интернете привело к тому, что официально законченная полемика 1 февраля после выступления премьер-министра Владимира Путина о недопустимости столь рискованных экспериментов в образовании вспыхнула с новой силой.

Как известно, сейчас наше образование делится на общее и дополнительное. А новый закон вводит многоуровневую систему образования: дошкольное, общее, среднее, профессиональное и высшее. НПО - начальное профессиональное образование - законопроект исключает вовсе.

- Сейчас у нас три уровня профессионального образования, - рассказывает начальник отдела профессионального образования и науки министерства образования и науки Вячеслав Малков. - Это начальное (ПТУ и лицеи), среднее (техникумы и колледжи) и высшее. Разработчики нового закона планируют осуществлять среднее профессиональное образование, исключив начальное, а вернее, объединить их. Предполагается, что среднее профобразование будет делиться на два направления: это подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, мастеров производств. В принципе, у нас уже такие колледжи есть. К примеру, Мурманский технологический колледж сервиса и строительный колледж имени Николая Момота. Они объединили соответствующие училища, в них уже сейчас есть группы - и те, и другие. Но у нас еще сохранились и профессиональные училища, где реализуются только программы начального профобразования. В области восемь таких училищ, в частности - Мурманский индустриальный лицей.

- Значит, ничего страшного для вас в новом законе нет?

- Да как сказать… Не знаю, как в Москве, но у нас в двухуровневых учреждениях все меньше желающих получить рабочие специальности. Ребят более привлекает все же возможность получить среднее, а не начальное профобразование.

- Стать мастером, бригадиром? Хоть маленький, но начальник?

- Ну да. Вот, Ковдорский колледж в этом учебном году даже не производил набор на начальное профобразование. А в Мурманском технологическом колледже сервиса, где планировалось принять 30 процентов на среднее профобразование, а 70 - на начальное, получилось наоборот: начальное образование захотела получить лишь малая часть абитуриентов. А ведь в случае, если закрывается группа, мы теряем мастеров производственного обучения, специалистов высокого класса, которые из рук в руки передают мастерство и навыки.

Вячеслав Малков за то, чтобы училища НПО все же были сохранены. Потому что и среди рабочих специальностей есть сложные - автомеханик, радиомеханик, дизайнер, к примеру, они требуют больше теории, лабораторных работ. Но есть не менее нужные и важные, однако не столь перегруженные теоретическими премудростями профессии - плотник, слесарь, штукатур-маляр, токарь, сварщик, повар, парикмахер, оленевод. И тут мастер производственного обучения - фигура не просто важная - но крайне необходимая. Ведь тот же сварщик хорош тогда, когда имеет добротные практические навыки, собственными руками постигнет секреты ремесла. «Будущего академика можно подготовить в аудитории, - считает Вячеслав Малков, - но вот водитель-ученик, пока не наездит определенное количество километров, шофером-профессионалом не станет».

Кому работать у станка?

- Выйду на пенсию, первым делом куплю козу! - мечтает директор Мурманского индустриального лицея № 6 Григорий Шатило. - Нет, трех коз. В родную Белгородчину уеду…

- Зачем трех? - теряюсь я. - Вы доить-то умеете?

- Я-то? Ого! Все умею. А три козы хорошо. Это и молоко, и сметанка, и творог. Активное долголетие.

В том, что Григорий Степанович все умеет, - сомневаться не приходится. 40 лет назад он пришел в Мурманский тралфлот штурманом. А сойдя на берег, устроился мастером производственного обучения в старейшее училище области - ПТУ № 6. И вот уже 36 лет готовит высококвалифицированных рабочих самых разных специальностей. Начинал с мастера, последние 15 лет - директор лицея. Но вот в том, что он когда-то уйдет на пенсию, не только я, но и руководители многих мурманских предприятий очень сомневаются. Ведь именно Григорий Степанович на всех совещаниях, на трибуне и в кулуарах за своих учащихся и выпускников буквально бьется. Где им проходить практику, есть ли для них рабочие места, кто из директоров предприятий способен помочь его питомцам, учредить, к примеру, для них именные стипендии, приобрести для лицея самое современное оборудование.

- Вообще-то, дело задумано не такое уж плохое, - размышляет о проекте закона Григорий Шатило. - Можно слить все учреждения начального профессионального образования с колледжами или техникумами, но сначала довести до ума уровень материально-технической базы, подготовить преподавательские кадры и разработать всю необходимую нормативную базу для подготовки и рабочих, и специалистов среднего звена в одном учреждении - это было бы замечательно. Другое дело, как это все осуществить на практике? Как бы не вышло по-черномырдински: хотели как лучше, а получилось как всегда. Ведь у нас в области есть примеры подобных колледжей и техникумов, где уже сейчас готовят и рабочих, и мастеров. И что? Никто не хочет идти в рабочие, все желают сразу в среднее звено. По сути, начальное профессиональное образование растворяется в среднем. А у станка-то кто работать будет? Рыбу в море ловить, корабли чинить, мебель делать, машины ремонтировать?

Заслуженный учитель России, отличник профессионально-технического образования РФ Григорий Шатило знает, о чем говорит. Его лицей сегодня имеет лицензию на подготовку специалистов более чем по ста профессиональным направлениям. И в последние годы не редкость, что по 30-40 выпускников юридических, экономических и других «беловоротничковых» факультетов мурманских вузов ежегодно идут в лицей № 6 - бывшее ПТУ, по сути таковым и оставшееся. Приходят учиться на матросов, автомехаников, сварщиков, поваров - то есть получать профессии, которые востребованы сегодня, которые прокормят гарантированно. А если парень, что называется, родился с гаечным ключом или паяльником в руках, то работодатели не просто его примут на работу, но и зарплату будут платить в 2-3 раза выше, нежели начинающему юристу. Тем более что не сегодня-завтра в силу возраста уйдут на заслуженный отдых нынешние ветераны - судоремонтники, матросы, плотники, маляры. Кто их заменит?

- Надо бы объяснить родителям, что не стоит так сгоряча после 11 класса отправлять ребенка в вуз, - рассуждает Григорий Шатило. - Для начала не худо бы подумать, где и кем он будет потом трудиться. И сможет ли заработать на кусок хлеба для себя и семьи. Или пополнит ряды безработных?

Кстати, в последние годы лицей не страдает от нехватки абитуриентов. К примеру, очень престижной стала профессия «судовой повар-кондитер». В прошлом году на 300 мест претендовали почти 700 абитуриентов. Значит, востребовано сегодня начальное профессиональное? Не стоит забывать и о том, что в училище получают рабочие специальности дети-сироты и ребята из малообеспеченных неблагополучных семей. Здесь они имеют не только гарантию будущей профессии, но и повышенную стипендию, благоустроенное общежитие, могут посещать множество спортивных секций, участвовать в концертах, олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства.

Когда закон об образовании только начали разрабатывать, предполагалось, что в нем будет восемь глав. Сейчас их более 20. И, учитывая все поправки, это не предел. Грустно, но те педагоги, которые смогли одолеть бесчисленные страницы этого документа, уже сейчас готовы поставить ему обидную двойку. И во многом из-за досадных упущений законопроекта. В частности, из-за отмены НПО. Удивительно, что дошкольное образование в законопроекте есть (то есть законотворцы всерьез озаботились, насколько правильно детсадовцы вырежут из бумаги мишку или зайчика, смогут ли слепить домик из пластилина, а также выучить наизусть «Идет бычок, качается…»), а вот начальное профессиональное изъято, как ненужное. А ведь выпускник ПТУ - токарь-универсал - скорее всего, встанет к станку, а не пойдет торговать мобильниками или утюгами, как это частенько делают новоиспеченные менеджеры всех мастей с дипломами вузов.

Нина АНТОНЯН