Второй день в Калининграде длится праздник. Там отмечают 90-летие спуска на воду одного из самых знаменитых парусников мира - барка «Седов». Он не только гордость отечественного парусного флота, но и памятник истории кораблестроения двадцатого столетия, и участник многих грандиозных событий как в нашей стране, так и за рубежом.

С 1991 года барк находится на балансе Мурманского государственного технического университета. Несколько тысяч российских и иностранных курсантов познали основы мореходного дела именно под его парусами. И по сей день ребята считают большой удачей пройти практику на «Седове», поскольку такие экспедиции служат отличной школой для будущих мореплавателей.

Несмотря на довольно преклонный возраст, парусник-ветеран, названный в 1945 году в честь прославленного русского исследователя Георгия Седова, продолжает совершать дальние рейсы, участвовать в международных регатах и побеждать. Официальный рекорд скорости, установленный «Седовым» в Средиземном море в 1987 году для парусников этого класса, не превзойден до сих пор: 12,6 узла. А в минувшем сентябре барк совершил настоящий «ледовый прорыв»: 23 сентября пересек 78-ю параллель северной широты и, войдя в знаменитый Исфьорд архипелага Шпицберген, ошвартовался в российском порту Баренцбург. В результате установлен еще один рекорд - так далеко на север в это, уже практически зимнее, время подобные суда еще не поднимались.

Свой юбилей барк отмечает на судоремонтном заводе города Светлый Калининградской области - проходит плановый ремонт.

- Работы должны завершиться в конце апреля, - рассказывает проректор по морской деятельности МГТУ Юрий Чумаков. - Сейчас меняют настил верхней палубы на африканский дуб, всего около 1300 квадратных метров. В новый рейс легенда флота отправится из Калининграда 1 мая. Барку «Седов» предстоят заходы в порты Западной Европы, расположенные в Балтийском и Северном морях. По традиции, на борту парусника пойдут курсанты учебных заведений Федерального агентства по рыболовству - из Мурманска, Архангельска, Ейска и Санкт-Петербурга.

Сегодня на «Седове» ждут высоких гостей, в том числе руководителя Росрыболовства Андрея Крайнего, губернатора Калининградской области Николая Цуканова, ректора Мурманского государственного технического университета Александра Ершова, капитана «Крузенштерна» Михаила Новикова. В торжественной обстановке членам экипажа вручат медали «За верность и преданность университету», грамоты и благодарности ректора МГТУ. Одним из подарков станет презентация фильма нашего земляка Валерия Василевского и московского оператора Петра Духавского о северной экспедиции барка.

досье «МВ»

Барк «Седов» спущен на воду 14 февраля 1921 года. Его длина - 117,5 метра, водоизмещение - 7 320 тонн, экипаж - 320 человек, площадь парусов - 4192 квадратных метра.

Судно, заложенное на верфи Круппа в немецком Киле, первоначально называлось «Магдалена Виннен» (по имени дочери первого владельца). Оно строилось для перевозки навалочных грузов между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии. В 1936 году будущий «Седов» сменил владельца, был переоборудован кубриками на 70 кадетов и начал использоваться одновременно как грузовое и учебное судно. Тогда же получил новое имя - «Командор Йонсон». Во время войны барк ходил в Балтийском море под военно-морским флагом фашистской Германии. После нее «Командор Йонсон» и два других немецких судна - барк «Падуя» («Крузенштерн») и «Горх Фок» («Товарищ») - были переданы СССР в качестве возмещения убытков победителю. В начале 1946 года на паруснике поднят флаг СССР, и под новым названием его перевели в класс учебных судов.

Барк «Седов» занесен в «Книгу рекордов Гиннесса» как самый крупный сохранившийся до наших дней парусник.

Фото: Василевский Валерий
Барк «Седов».
Екатерина АНДРЕЕВА