Каждый из нас знает: рекламировать можно все, что угодно, даже воздух. Но каким образом рекламщики притягивают наши взгляды к билбордам или видеороликам по телевизору? Об этом мы вместе с учениками старших классов школ Мурманска узнали на мастер-классе «Деньги из воздуха», который прошел недавно в стенах Мурманского гуманитарного института.

В самом начале разговора ребятам показали видео и попросили прорекламировать продукцию, о которой там говорилось. Первый видеоотрывок - о бизнесмене, что продает туристам воздух Санкт-Петербурга в прямом смысле слова. «Консервирует» его в жестяные банки, которые закупает в Мурманске тоннами, и выпускает такие сувениры тысячами.

- Естественно, мы не платим за воздух, - объяснила старший преподаватель кафедры журналистики и филологии МГИ Надежда Глевкая. - Поэтому, по идее, этот сувенир должен стоить, как цена пустой консервной банки и этикетки, то есть не больше десяти рублей. На самом деле это удовольствие обойдется нам в 300 рублей. Получается, туристы отдают деньги ни за что. А есть у кого-либо варианты, как можно разрекламировать консервированный воздух?

Школьники сначала тихонько перешептывались. А затем, не прошло и минуты, как с заднего ряда от одного из ребят послышалось:

- Воздух культурной столицы!

- Дыши и радуйся! - подхватила его соседка.

- Попробуй кусочек Северной столицы! Посетите одним дыханием улицы Петербурга! - ребята уже наперебой выкрикивали слоганы.

Следующий ролик - о необычном агентстве. Предприниматель Бернд Дресслер из Германии придумал бюро расставаний. К нему приходят люди, которые стесняются или бояться разорвать отношения. За них это делает предприимчивый Бернд. Доставка неприятного известия обойдется нерешительному человеку в 20 евро за телефонный звонок или 50 евро за разговор лично.

В другом фрагменте еще один бизнесмен Кен Арони продавал искусственные куриные косточки, напоминающие маленькие рогатки, - на счастье. Сломал такую - загадывай желание, считается, что оно исполнится. Цена сувенира - три доллара, причем в день выпускают около 30000 штук.

Школьникам нужно было придумать рекламные слоганы и для этих роликов. И в какой-то момент даже показалось, что здесь собрались одни специалисты, до того изобретательно они подошли к делу. «Вам надоело убирать и стирать разбросанные носки? Звоните нам!», «Мы встречаемся, чтобы вы расставались», «Уходи по-английски, а все остальное - 50 евро», «Не подставляй свое лицо, а приходи к нам в агентство расставаний!», «Сломай кость на счастье!», «Урви кусок мечты!» - это далеко не все удачные слоганы, придуманные будущими рекламщиками.

- Но для того чтобы придумать слоган, нужно сначала определиться с целевой аудиторией, - продолжила мастер- класс специалист по рекламе и руководитель лаборатории по рекламе и пиару Екатерина Насирова. - Например, какому человеку может понадобиться обращение в бюро расставаний?

- Скромным или нескандальным людям, - предположил десятиклассник Паша. - Или, скорее всего, девушкам и женщинам, потому что они сами по себе очень сочувствующие существа.

- Вот видите, - рассмеялась Екатерина. - Мы уже потихоньку создали картину целевой аудитории. Вот так же и рекламщики: прокручивают ситуации, создавая образ потребителя. Следующий этап - понять, на каком носителе будет размещена реклама? Например, на тележках в супермаркете, на пластиковых пакетах, в звуковых роликах на радио, на телевидении, билбордах... Затем нужно определиться с особенностями и выразительными качествами продукта, чтобы ребята на примере смогли выявить уникальность товара.

Екатерина показала им свой ежедневник:

- Что вы можете сказать о нем? Ведь он достаточно обычный и не особо выделяется среди других.

- Ежедневник - кожаный! Имеет глянцевые страницы! У него есть закладка! Много страниц, недатированный! - выкрикивали по очереди школьники.

Точно так же ученики выявили негативные моменты, которые нужно скрыть от покупателя: некомпактный, непривлекательный, тяжелый.

Как пояснила специалист, реклама не должна быть очень большой, так как потребитель не будет читать длинный текст, смотреть долгий рекламный ролик по «ящику» или слушать продолжительный рассказ по радио.

В заключительной части мастер-класса ребятам было предложено создать прототип тридцатисекундной телевизионной рекламы. Школьники разделились на шесть групп, у каждой своя тема, какое-нибудь природное явление: северное сияние, полярный день, полярная ночь, первое солнце, северная природа и сирень. На первый взгляд задания были просто невыполнимыми, поскольку большая часть этого «товара» не материальна, как одежда или продукт. Но глядя, с каким азартом ребята кинулись выполнять задачу, стало ясно, что справятся.

Школьники работали увлеченно, с азартом: шутили, смеялись, писали что-то на бумаге, потом рвали, что-то живо обсуждали, при этом старались не выдать свои идеи другим группам. А один мальчик даже принялся выстукивать ногой ритм, похоже, там готовилась песня.

Первая группа представила свою рекламу сирени:

- Работа? Учеба? - по очереди говорили ученики. - Ты был так занят, что пропустил цветение сирени в апреле в средней полосе? Не проспи весну снова! Приезжай в Мурманск в июле! Почувствуй аромат весны!

Вторая команда показала рекламу полярного дня:

- Когда-то давно на Севере было темно почти круглый год, и люди молили небеса о том, чтобы появилось больше света, - вещала старшеклассница Таня. - Бог услышал их, и на краю земли за полярным кругом засияло ярким пламенем солнце. И окрестили это явление полярным днем. С тех пор сюда потянулись люди со всех уголков земли, чтобы взглянуть на это чудо. Приезжайте и вы к нам 22 июня, чтобы увидеть это волшебное явление! Да будет свет!

Сложнее всего оказалось рекламировать северную природу. Причем в группе, которой досталась такая задачка, были одни девчонки. Но - справились: звонкими голосами наперебой расхваливали «товар»:

- Северная природа прекрасна! Посетив наши места и увидев ее, вы будете восхищены! Наши края богаты растительностью - морошка, брусника, клюква. Здесь холодные месяцы длятся дольше, поэтому можно круглый год кататься на горных лыжах. Приезжайте сюда и удивитесь нашему прекрасному краю! Северная природа - счастье народа!

Последняя группа юных «рекламщиков» вызвала бурю радостных эмоций. Смеялись все: жюри, гости, журналисты.

- Я первое солнце в феврале! - голосом диктора произнес лидер команды. - Каждый год мой приход отмечают всем Заполярьем. Если ты голоден, приезжай на праздник, поешь бесплатного тортика! Если ты спишь на уроках, я буду светить именно тебе в глаза! Если, когда идешь домой, тебе преградили дорогу гопники, я ослеплю их! Беги домой, друг! Я помогаю людям!

- Первое солнце в феврале поможет тебе! - пропели девочки.

Абсолютно все слоганы были по-своему хороши и необыкновенны, а потому за лучшую рекламу жюри наградило всех - вдоволь наделило участников брелоками, ручками и конфетами.

Наталья РОМАНОВА