Как сделать работу желанной для ее соискателя? Очень просто - платить за нее достойную зарплату. В этом мнении сошлись все члены попечительского совета МГТУ, которые собрались на днях на очередное заседание, чтобы обсудить, как повысить престиж морской профессии.

- У нас недавно матрос с траулера типа «Иван Шаньков» обратился в профком, - рассказал коллегам исполнительный директор Мурманского тралфлота Николай Карлин. - Жаловался, что мало платят. А получил он за месяц на промысле... 140 тысяч рублей.

В зале возникла пауза. Казалось, каждый из собравшихся сверял со своей месячной зарплатой эту, прямо скажем, неслабую сумму.

- М-мда,- подытожил кто-то из преподавателей. - У нас капитан «Седова» получает меньше.

- Ну а что? - вставил один из рыбных генералов. - У меня капитан недавно 11 тысяч получил. Долларов, разумеется.

- Тоже в профком жаловался?

- Нет, естественно. Но вообще, престиж работы в рыболовном флоте можно повысить в первую очередь хорошим заработком. Это всем ясно. Если парень, придя из рейса, может купить квартиру или машину - он в море будет рваться.

Казалось бы, в чем вопрос? Идите, выпускники морской академии, в Мурманский тралфлот и устраивайтесь на работу. Но чтобы прояснить сегодняшнюю ситуацию, я наутро после заседания совета позвонила в отдел кадров МТФ:

- Вам матросы требуются?

- Нет. И не знаем, когда будут нужны. Звоните периодически.

Облом, как говорится. Ну что ж, сегодня не прежнее время, когда выпускникам вузов по распределению гарантированно предоставлялось место работы. Нынче каждый ищет работу сам и не всегда находит. Даже на гораздо меньший заработок, нежели на высокопроизводительных судах типа «Шаньков»...

Тем не менее в докладе попечительскому совету ректора МГТУ Александра Ершова нотки звучали оптимистические. Он, в частности, говорил, что сегодня уровень востребованности выпускников МГТУ в рыбопромысловом комплексе Северного бассейна достаточно высок - нетрудоустроенных морских инженеров нет. Правда, в минувшем году 44 процента специалистов, закончивших обучение, были призваны в ряды Вооруженных сил. Причем несмотря на то, что ребят после МГТУ порой приглашают и в Мурманское морское пароходство, и в иные транспортные компании, 87 процентов выпускников судоводительского и судомеханического факультетов 2010-го трудятся именно в рыбной отрасли.

Но иногда сами работодатели, что называется, «пилят ноги» новоиспеченным морским инженерам. Так, на ярмарке вакансий, состоявшейся в начале этого года, представители рекрутирующих фирм первым делом задавали студентам-выпускникам вопрос: «А в армию собираетесь?» И, получив утвердительный ответ, обращались к деканам: «Зачем вы в таком случае нас пригласили?!» Резонный ответ, что через год службы уже возмужавшими и даже более ответственными парни вернутся и смогут выйти на постоянную работу в море, работодателей не удовлетворил. Им надо было «здесь и сейчас»...

Наряду с вопросом трудоустройства выпускников на заседании попечительского совета активно обсуждалась проблема прохождения курсантами практики на рыболовных судах. И тут собравшихся на встречу с производственниками деканов и преподавателей МГТУ порадовал деловой подход к решению этой проблемы рыбных «генералов». Все они отнеслись к ситуации с пониманием.

- На заседании правления Союза рыбопромышленников Севера мы будем обязывать компании принимать курсантов на практику, - пообещал председатель правления СРпС Виталий Касаткин. - Даже в том случае, если парню придется занимать на судне место моряка основного плавсостава. Иначе нельзя, ведь курсанты - это наше будущее. То, что практика проходит в летнее время, нас как раз устраивает, мы сможем предоставить нашим штатным морякам столь желанные многими отпуска.

На заседании совета было предложено оформлять курсантов на время прохождения практики на рабочие должности - это даст возможность будущим судоводителям заодно наработать и плавательский ценз. Ничего зазорного в этом нет: многие заслуженные капитаны, сидящие в зале, с ностальгией вспоминали, как начинали свою карьеру в море с самой маленькой в судовой роли должности - матроса-камбузника. Но зато потом их и ставили на мостик рулевыми!

- У нас-то с вами в свое время было свое учебное судно «Батайск», где мы ценз зарабатывали, - вспомнил курсантское прошлое декан судоводительского факультета Валерий Сарлаев. - Там мы откатывали нашу практику. А сейчас такого нет. Вот тралфлот забирает у меня на полгода курсантов, и это хорошо. За полгода они худо-бедно на мостике побывают, профессии научатся. Помните, как в советское время? Все идут на «казенку» (рыбу на фабрике обрабатывать. - Н. А.), а мы - на мостик. Впередсмотрящими и рулевыми. И капитаны нас ко всем приборам подталкивали, на практике судовождению учили. А сегодня? На «малышах» рыбопромысловых на мостик курсантов не пускают. Они с практики возвращаются и говорят: «Да что я там - в ящике с рыбой отстоял или в трюм рыбу загружал, а на мостике и не был ни разу». Сегодня, к сожалению, разрыв между флотами и нашей морской академией есть, и надо его как-то ликвидировать.

Рыбаки-производственники, как члены попечительского совета, так и его гости, приняли этот призыв с пониманием и готовностью сотрудничать. А итог подвел председатель попечительского совета генеральный директор ЗАО «Мурмансельдь-2» Юрий Задворный:

- У нас с вами обоюдный интерес, - подчеркнул он. - Нам, рыбопромысловикам, нужны кадры, а вам надо их готовить. Так что работать нам неминуемо в одной связке.

Нина АНТОНЯН