Волнуйтесь... спокойно! - призывают психологи учеников и родителей перед предстоящей сдачей экзаменов в 9-х и 11-х классах. А чтобы реально помочь преодолеть страх и стресс, на помощь приходят сотрудники Мурманского городского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

Как победить стресс

- С чем связаны у вас экзамены? - задает вопрос педагог-психолог центра Ирина Маркова пришедшим на встречу опекунам. И получает ответы:

- Со стрессом!

- С тревогой. С ожиданием двойки.

- С постоянной нервотрепкой и взаимными истериками...

Ни один из присутствующих не сказал: «С предвкушением победы!» И это понятно, ведь сегодняшнее занятие сотрудники центра, учредителем которого является комитет по образованию Мурманска, проводят с опекунами и попечителями детей, многие из которых - социальные сироты. А среди них, кого жизнь сызмальства взяла в оборот, отличники встречаются редко...

Очередное занятие для опекунов, чьи подопечные готовятся сдавать государственную аттестацию или единый госэкзамен, прошло в актовом зале администрации Ленинского округа. Но явились на него не только «ленинцы», но и «первомайцы». А чтобы с первых минут установить атмосферу доброжелательности и неформального общения, психологи попросили опекунов сесть в круг так, чтобы видеть друг друга в лицо.

Перед началом занятия каждый получил памятку, как психологически подготовиться к экзаменам. Среди полезных и нужных советов там были, например, и такие: «Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, занятия надо обязательно чередовать с отдыхом. Обратите внимание на его питание, оно должно быть полноценным и витаминизированным».

- А как все это можно сделать? - тут же последовал вопрос от одной из бабушек. - Вот у нас девятый класс, впереди ГИА. В школу ребенок идет к восьми, а возвращается в три-четыре часа дня. Вы представляете - это рабочий день взрослого человека, да еще настолько интенсивный! Какие тут знания, какое здоровье, если у него синяки под глазами от утомления?

Вопросы от опекунов сыпались непрерывно. Как убедить ребенка, что проваленный экзамен - это не конец света и его всегда можно пересдать? Как справиться с подростковым максимализмом, когда кажется, что все плохо и он никогда не достигнет успеха? Как убедить учителя не дергать ученика? Ведь кое-кто, пусть и, не желая дурного, пугает школьника тем, что тот вместо аттестата получит на руки справку (читай, «волчий билет»), с которой потом никуда не возьмут...

- Меня поразил один факт в биографии знаменитого Уолта Диснея, - поделилась своими размышлениями психолог Ирина Геронтиди. - Оказывается, он разорялся десятки раз! Ставил на карту все, оставался без гроша в кармане, ни один банк не финансировал его картины, но он не сдавался, начинал жизнь с нуля. Так вот, никогда не говорите ребенку: «У тебя это не получится». Напротив, повторяйте: «У тебя все получится, если...» Подбадривайте, хвалите за то, что он делает хорошо. Повышайте уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность того, что он допустит на экзамене ошибку.

Троечники, вперед!

Психологи не случайно считают опекунов и их подопечных самой трудной категорией. В отличие от приемных родителей, которые готовятся взять малыша из детского дома, радуются этому событию, опекуны становятся таковыми, как правило, в результате тяжелой семейной драмы. Типичный случай: сын или дочь пьют, попадают в тюрьму, не желают работать, вот и приходится бабушке или тете (как правило, опекунами становятся пожилые женщины), брать на воспитание внука, племянника.

Отношения в таких семьях непростые. Опекун часто чувствует обиду на судьбу-злодейку, которая вместо отдыха на пенсии подкинула неподъемный крест. Ведь в старости очень тяжело снова стать мамой - стирать, готовить, помогать с уроками, вникать в сложности «безумного» подросткового возраста... У подопечных ребят, как правило, непростые характеры, их с рождения преследует чувство отверженности («а вдруг сдадут в детдом?!»), тревога и стресс - обычное состояние. И тут еще экзамены в школе. Мальчишке 15-17 лет, у него первая любовь и куча комплексов, а он порой слышит: «Не сдашь - куда потом тебя девать?».

- По статистике, с единым государственным экзаменом успешно справляются не отличники, а те ученики, которые в момент его сдачи смогли взять себя в руки. Сумели собраться, мобилизовать все силы, - подчеркнула психолог Ирина Маркова. - И хотя среди ваших подопечных немало троечников, хочу сказать: не отчаивайтесь. Опыт уже прошедших ЕГЭ говорит: троечники, ощущая, что в знаниях у них пробелы, быстрее могут справиться с волнением, потому что понимают необходимость выйти из трудной ситуации. Поэтому знания знаниями, однако настрой - это самое главное.

- Но что делать с учителями? - спрашивает очередная взволнованная бабушка-опекун. - В первом полугодии ребенок увлекся географией, учил, доклады делал, хотел сдавать этот предмет на ГИА. За вторую четверть получил пятерку, а за третью - трояк. Потому что учительница как-то сказала: «Ты все равно в десятый не пойдешь учиться, у тебя троек много! И вообще, будешь дальнобойщиком, как твой папаша, на большее ты не тянешь». Разве так можно?

Как поступить в подобном случае (судя по репликам участников встречи, далеко не единичном), также разбирались специалисты вместе с опекунами. И совсем не лишними оказались приемы психологической разгрузки, которым тут же обучали. А еще советы, которые помогут справиться с раздражением, предотвратить назревающий в семье конфликт, остановят ссору, предупредят обмен колкостями и упреками...

На любой негатив - мораторий

После занятия опекуны долго не расходились. Подходили к психологам с вопросами, касающимися конкретных личных ситуаций, вместе искали приемлемые выходы, советовались. Эта встреча стала настоящим подспорьем в трудном деле воспитания ребят. Немаловажно и то, что если в благополучной семье мама с папой в силах кормить свое чадо хоть до 30 лет, то в опекунской настрой иной - ребенок должен не только хорошо окончить школу, но и как можно быстрее получить профессию, ремесло, которое его прокормит. У пожилого человека нет в запасе долгих лет, чтобы ждать, пока ребенок остепенится и повзрослеет. А потому и успешная сдача экзаменов для него особенно важна.

- Наши сотрудники постоянно совершенствуются в профессии, - сказала мне директор центра Ирина Усанова. - Ездят стажироваться, повышать квалификацию на курсах в Москву и Санкт-Петербург. Да иначе и нельзя. Ведь они работают с самым трудным и хрупким материалом - с теми, кто нуждается в психолого-педагогической помощи.

...Кстати, в некоторых московских школах уже вывешены огромные лозунги - «ЕГЭ - это только ЕГЭ!». Там же введен своего рода мораторий на любой негатив на период экзаменационной кампании. Психологи твердят: ребенок должен знать, что предстоящими экзаменами жизнь не заканчивается и в будущем жизнь предложит их еще немало - самых разных: учебных, профессиональных, человеческих... И надо встречать их с оптимизмом. Вот бы и нам, родителям, мыслить и говорить с ними в унисон.

Нина АНТОНЯН