- Пиши: «Ольга»! - подсказываю я азартно соседу-мальчику. - Пиши! Обломов же ее любил!

Но шестиклассник скептически качает головой... и выбирает другой ответ. Как и большинство ребят.

И я с огромным изумлением вижу, что эти современные дети меня, вроде как любителя русской литературы, обставили вчистую.

В подсказках не нуждаются

Это было на уроке литературы в Мурманском политехническом лицее. В так называемом поливалентном (или многоцелевом) зале собрались сразу два класса. Им здесь, мягко говоря, не тесно - в зале можно одновременно провести опрос полутора сотен учеников. Именно тут проводятся лицейские видеоконференции, в том числе и для учителей области. Но сейчас, напомню, обычный урок литературы.

На большом электронном экране - вопросы, а у каждого лицеиста в руке пульт для интерактивного голосования. Результаты появляются на экране практически мгновенно.

Вопросы самые разные. Тот звучал так: «Обломов подошел к своему запыленному столу, сел, взял перо, обмакнул его в чернильницу, но чернил не было, поискал бумаги - тоже нет. Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли. Потом посмотрел, что написал: вышло - ...».

Что там у гончаровского героя вышло? Предложено четыре варианта ответа, и первый из них - «Ольга». Ну, в принципе, остальные можно и не читать, и так все ясно. Что еще может написать в задумчивости молодой мужчина, как не имя любимой девушки?

...В общем, память и логика (и не надо ехидничать, что женская!) меня подвели. Правильный ответ - «Обломовщина».

Увы... Ставлю себе в уме кол и зарекаюсь этим ребятам подсказывать. Эти в подсказках точно не нуждаются. Обломовщиной не страдают и умеют трудиться - добывать знания.

Азартно, но вполголоса

В следующем классе идет урок биологии в рамках творческой лаборатории центра «Открытие». Тема его - «Времен связующая нить». Красиво, но пока не очень понятно... И сам урок больше напоминает популярную телеигру «Что? Где? Когда?».

Семиклассники не сидят за партами, чинно сложив руки. Они сгрудились в пять групп, каждая из которых имеет свой ноутбук, и спорят, наперебой высказывают собственные идеи, отстаивают личные мнения. Азартно, но вполголоса.

- Сегодня мы изучаем тему преемственности, - так же вполголоса объясняет мне учительница биологии Александра Пеккер. - Разбираем гипотезу о том, что преемственность существует везде. Каждая группа лицеистов готовит свою информацию. И не только в сфере деятельности человека, но и в природе, в литературе, технике, традициях и так далее. Например, как народный фольклор переходит в письменную форму, как из него рождаются другие жанры. Задача - доказать или опровергнуть эту гипотезу. А потом каждая группа представит результаты своего исследования в виде презентации. Здесь без ноутбука и вывода результатов на экран не обойтись.

Александра Пеккер - педагог молодой, но уже показавший себя. На днях она стала призером конкурса «Учитель города», который проводился в канун юбилея Мурманска, - в номинации «Педагогический дебют».

Отметки она ставит за подготовленные презентации и за комментарии учеников. Причем ценит и точность, и креативность мышления. Как показалось, второе - даже больше. Ведь получить знания, пожалуй, сравнительно просто - протянул руку за книгой, зашел в Интернет... Но создают эти знания, открывают новое именно те, в ком воспитан творческий дух.

Слушать мух не обязательно!

Путешествую из класса в класс, и постепенно приходит ощущение, что дети в политехническом какие-то «другие». Чем-то отличаются от сверстников из других школ. Ведут себя раскованно, свободно, но с видимым чувством собственного достоинства. Однако без зазнайства, доброжелательно. Держатся скорее как студенты, чем как школьники. Почему?

- Потому что у нас ребята быстро привыкают к уважению, к равному и заинтересованному диалогу с учителем, - говорит директор лицея Татьяна Шовская. - Здесь никто им не скомандует: «Сели, встали, прекратить разговоры!» У нас нет такой жесткой дисциплины, чтоб, как говорится, муха пролетела - и было слышно. Зато активно идет творческий процесс. Когда есть свобода выразить свою мысль и не бояться этого, тогда проявляется творчество. Внутренняя свобода незашоренной и незатурканной личности, это очень важно. Не просто для учебы - для реализации способностей. Ведь каждый ребенок в чем-то талантлив, надо только открыть в чем, а затем развивать и поддерживать.

...И тут я вспомнила о первом российском лицее - том, который дал нам Пушкина и еще множество удивительных людей. Выходит, живы его традиции, не так ли? Кстати, 19 октября - День лицея, того самого, Царскосельского, который положил начало. И именно сегодня Мурманский политехнический празднует свой двадцатый день рождения. Совпадение, как вы понимаете, не случайное. Оно символически указывает на цель.

Завидовать или радоваться?

Политехнический лицей первым в области получил статус цифровой школы. Случилось это не так давно, год с небольшим назад. Но что такое писать на обычной школьной доске мелом, эти ребята, по-моему, уже забывают. Их пальцы больше привычны к клавишам компьютера, чем к мелку. Если по России в среднем приходится по две интерактивные доски на школу, а в Мурманской области почти три, то в МПЛ их четырнадцать.

По сути, такой техникой не обделен ни один класс. Где нет интерактивных досок, там установлены проекторы, соединенные с компьютерами. На единицу электронной техники в Мурманском политехническом приходится чуть более трех учеников (по России - 18), все компьютеры имеют выход в Интернет.

Сам проект «Цифровая школа» был воплощен в лицее при поддержке губернатора Дмитрия Дмитриенко, на него ушло пять с половиной миллионов рублей из резервного фонда правительства области. Кстати, на днях оно дополнительно выделило 10 миллионов на оборудование школ современными средствами информатизации. Почти половина будет потрачена на то, чтобы до конца года закупить для них еще тридцать два компьютерных класса, чуть меньше трети уйдет на техническое оснащение актового зала второй мурманской гимназии. И солидная сумма, 2,3 миллиона, выделена опять-таки Мурманскому политехническому - персонально. На дооборудование технопарка.

Конечно, красиво жить не запретишь - всем бы такие возможности... Повод для зависти, пожалуй, есть. Только уравниловка до добра тоже не доводит - пробовали, знаем. Всегда, в любой сфере необходимы лидеры - чтобы видеть, каких высот можно добиться, если сосредоточить усилия. И лидерам, тем, кто справляется с этой ролью, следует помогать. Но и спрашивать с них результат - тоже.

Дети «подтягивают» педагогов

- Мы работаем по индивидуальным учебным программам и траекториям, так как у нас действует центр одаренных детей «Открытие», - рассказывает Татьяна Шовская. - В лицее функционирует многопрофильная дистанционная школа, ресурсный центр профильного дистанционного обучения, развита исследовательская проектная деятельность. Также мы являемся региональным отделением всероссийской детской организации «Малая академия «Интеллект будущего». Начал свою работу технопарк, который охватывает несколько лабораторий. Кстати, технопарк - новое понятие для школ. Его задача в первую очередь - развитие профессиональных интересов учащихся, организация ранней подготовки технических специалистов. Это своего рода научно-образовательный центр, позволяющий интегрировать ресурсы и усилия науки, образования и, главное, - производства для инновационно-образовательной деятельности. Безусловно, такое большое хозяйство невозможно без современных информационных технологий. Поливалентный зал, полилингвальная лаборатория, где можно одновременно преподавать несколько языков, элективные курсы и многое-многое другое.

- Где вы набираете таких детей, которые умеют всем этим цифровым богатством пользоваться? - спросила я у директора.

- Наоборот, это современные, продвинутые дети заставляют нас под них перестраиваться и тянуться за ними, - улыбнулась Шовская. - У нас есть система отбора в пятый класс, основанная на портфолио ребенка. Мы проводим много отборочных мероприятий. Это интеллектуальные марафоны, дистанционные и обычные олимпиады для четвероклассников. Безусловно, к нам идут дети, у которых есть стремление и способности учиться. Желающих много. В этом году, например, начали запись в пятые классы в девять утра, а к десяти уже закончили - столько было кандидатов. И дети отлично понимают, зачем идут сюда. Например, пару лет назад из-за сильных морозов занятия в школах области были приостановлены. Но наши ребята не пропустили ни одного урока - все учились дистанционно.

Из гнезда - куда?

Рассказывать о Мурманском политехническом лицее и его Цифровой школе можно долго. И об электронном журнале, позволяющем каждому родителю контролировать, как учится его ребенок. И о релаксационной учительской, где педагоги могут не только пообщаться, но и отдохнуть. А как интересно в центре робототехники, где ребята под руководством учителя Константина Егорова собирают из конструктора подвижных роботов, реагирующих на сенсорное управление! (Между прочим, у дотошных и тщательных в деталях девочек сборка идет даже лучше, чем у парней.) Можно бы еще упомянуть и о юных химиках, преподает которым кандидат наук из МГТУ Михаил Васеха. И об элективных (углубленных) курсах, которые помогают ребенку далеко уйти вперед в получении знаний по выбранному профилю. И о многом другом.

Но давайте все-таки поговорим о результате - каков он?

Тут надо отметить, что лицей плотно дружит с разными вузами, такими как Московский университет, МГТУ, Самарский авиакосмический университет и другие. Еще учась здесь, воспитанники заглядывают в будущее. Иные начинают заниматься в университетах дистанционно, еще даже не окончив лицей.

И не удивительно, что 98 процентов его выпускников поступают в вузы, причем в основном на бюджетные места, то есть исключительно благодаря знаниям. Статистика такова: 70 процентов («К сожалению!» - заметила Татьяна Шовская) едут в Москву и Петербург, 20 поступают в наш МГТУ, 10 - в остальные вузы.

Правда, на уроке у одиннадцатиклассников мы поняли, что статистика это одно, а планы - другое. Когда я спросила у ребят, кто из них после выпуска будет поступать в Мурманске, то в ответ услышала дружный смех.

Немного обидно, верно? Но, с другой стороны, разве плохо, что подростки на пороге самостоятельности ставят перед собой только сложные задачи?

Жизнь поправит: и столичные вузы не резиновые, и в Заполярье тоже можно приобрести достойное высшее образование. Да и из тех, кто получит самый престижный диплом, наверняка часть вернется домой. И они здесь очень пригодятся со своими знаниями. Ведь на родной Кольской земле разворачиваются новые большие дела.

Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Нина АНТОНЯН.