Каждый год на протяжении восьми десятков лет из стен педагогического колледжа выходят молодые специалисты, чтобы влиться в славные ряды педагогических работников области. Выпускники колледжа всегда отличались высоким уровнем подготовки. Не случайно все наши студенты трудоустраиваются по окончании колледжа.

Несмотря на почтенный возраст учебного заведения, колледж не только не сдал своих позиций современного, но и значительно упрочил их. Секрет успеха, безусловно, в инновационном подходе во всех сферах деятельности.

Новое время и новые требования, предъявленные к системе российского образования, не застали нас врасплох - все было подготовлено для перехода на более высокую ступень предоставления образовательных услуг. С 1997 года Мурманское педагогическое училище представлено в системе образования Мурманской области как Мурманский педагогический колледж. Вырос профессиональный статус работников, изменились параметры модели выпускника.

Постоянный процесс изменений в системе ценностей, связанный с формированием экономически компетентного специалиста, подключением к информационным системам, способным обеспечить доступ к интеллектуальному богатству мира, явился решающим фактором в развитии колледжа. Идет освоение новых технологий, способных изменить социальную природу человека. Структурное подразделение «Учебно-информационный отдел» как раз и призвано развивать информационную среду колледжа и обеспечивать информационное сопровождение управленческой, научно-методической и учебной деятельности. Колледж располагает четырьмя компьютерными классами, в которых установлена самая современная электронная вычислительная техника, интерактивными досками; рабочее место преподавателя оснащено персональным компьютером.

Сегодня для подготовки высококвалифицированного педагога требуется гораздо больше ресурсов. Поэтому, чтобы выпускать специалистов, отвечающих образовательным потребностям современной экономики Мурманской области, администрации и педагогическому коллективу колледжа жизненно необходимо развивать и совершенствовать все сферы своей деятельности. Все более значимыми становятся темы личного успеха, наблюдается стремление к достижению совершенства в различных областях жизни: семье, образовании, работе.

Изменения произошли в системе управления колледжем, в которой созданы государственно-общественные органы, осуществляющие функции контроля, координации и развития учебного заведения: совет колледжа, наблюдательный, административный, педагогический, научно-методический и экономический совет, совет по качеству, а также совет классных руководителей, совет общежития, студенческий совет.

В 2005 году мы первые создали совет по связям с выпускниками, который впоследствии был реорганизован в центр содействия их трудоустройству. Немаловажно то, что связь с колледжем у ребят не прерывается и после вручения дипломов. Центр содействия трудоустройству выпускников, имея банк вакансий, располагает информацией о первых шагах своих воспитанников на профессиональном поприще, следит за их карьерным ростом.

По оценкам работодателей, выпускники Мурманского педагогического колледжа отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки, развитием аналитических, организаторских навыков и умений. Молодые педагоги умело используют в работе современные технологии, активно участвуют в конкурсах профессионального мастерства. Так, Татьяна Добрецова стала победителем фестиваля «Педагогические надежды-2011»; Ольга Алексеева - первая в областном конкурсе «Лучший преподаватель года-2010». Елизавета Титова - победитель городского конкурса молодых педагогов дошкольных образовательных учреждений «Ступеньки мастерства» (2010); выпускница колледжа по специальности «Изобразительное искусство и черчение» Татьяна Меренкова открыла свою персональную выставку.

Значительная роль в колледже отведена совету по качеству, основными функциями которого являются: представление объективной информации о состоянии обученности студентов, оценка их учебных и внеучебных достижений, мониторинг рейтинговой оценки качества работы преподавателя на основе интернет-тестирования.

Надо отметить, что уровень качества образования в колледже всегда был стабильно высоким. Среди преподавателей Мурманского педагогического колледжа четыре кандидата педагогических наук, пять заслуженных учителей Российской Федерации, одиннадцать педагогов награждены значком «Отличник народного просвещения», двенадцать - знаком «Почетный работник СПО РФ», двадцать - почетной грамотой минобразования РФ, двадцать два - почетной грамотой минобразования и науки Мурманской области. 83 процента преподавателей имеют высшую и первую категории.

Только за последние 5 лет педагогический коллектив пополнили 8 молодых педагогов, выпускников Мурманского государственного гуманитарного университета (П. С. Быстров, Е. В. Зазимко, М. Л. Качалова, А. Е. Кузнецов, Е. Н. Кропива, Н. М. Саляева, Е. В. Симонова, И. Г. Харламова), причем трое из них окончили наш колледж.

В прошлом году администрацией и педколлективом принято единогласное решение о переходе колледжа в автономное образовательное учреждение. Такой шаг - лучшее доказательство желания работать на перспективу, с опережением, в полной мере отвечать требованиям времени. Переход бюджетного учреждения в автономное дает возможность оптимального развития, а главное, расширение хозяйственной и финансовой самостоятельности. Изменение типа образовательного учреждения позволяет решать такие проблемы, как совершенствование организационной структуры, повышение эффективности управления образовательным процессом и качества профессиональной подготовки, модернизация инновационной и научно-исследовательской деятельности, укрепление материально-технической базы, оказание дополнительных образовательных услуг.

Безусловно, стать одним из первых автономных образовательных учреждений области не только почетно, но и очень ответственно. Следует не забывать о существующих проблемах технологического характера, связанных с необходимостью обучать сотрудников как ведению нового бюджетного учета, так и работе в условиях рынка. Но сомнений, что такой выбор сделан правильно, что все получится, нет ни у кого.

Говоря о наиболее эффективных технологиях управления в колледже, следует отметить технологию введения нового в процессе решения актуальных проблем обучения, благодаря которой был внедрен проектный метод обучения, рейтинговая система оценки деятельности педагогов. Информационно-коммуникационные технологии позволили ввести в штатный режим проведение интернет-форумов, интернет-конференций и интернет-экзаменов.

Современная технология долгосрочного развития базовой инновационной идеи использовалась в работе над проектом «Акмеологическое сопровождение подготовки специалистов». Перспективная цель данного проекта - создание акмеологической среды, способствующей личностному, творческому и профессиональному развитию студентов - будущих педагогов.

Для этого у нас действует социально-психологическая служба, назначение которой - психологическое просвещение, оказание помощи студентам в трудной жизненной ситуации и самоопределении, в создании индивидуальной траектории обучения.

Сегодня Мурманский педагогический колледж - это инновационное образовательное учреждение с широким спектром образовательных услуг. Мы готовим специалистов по дошкольному воспитанию, школьных психологов, учителей начальных классов, специалистов по коррекционной педагогике, мастеров производственного обучения, преподавателей информатики. В плане развития колледжа - расширение образовательных услуг.

С 2007 года для незанятого населения Мурманской области, пенсионеров и лиц, имеющих ограниченные возможности, колледж осуществляет профессиональную подготовку по дополнительным образовательным программам: «Основы национального творчества», «Художественная роспись», «Уход за детьми», «Пользователь ПК». Успешно функционирует школа развития детей дошкольного возраста «Росток», в рамках которой преподаватели колледжа формируют у детей математические представления, проводят занятия по развитию речи и навыков общения, изобразительному творчеству.

В 2008 году в колледже создан ресурсный учебно-методический центр педагогики, психологии и акмеологии, на базе которого проходят конференции, семинары, тренинговые занятия для педагогических работников образовательных учреждений НПО и СПО Мурманской области.

Деятельность ресурсного центра направлена на создание единого информационно-образовательного пространства учреждений дошкольного, общего, начального и среднего специального образования региона, формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов.

Преподаватель и студент в колледже - равноправные участники образовательного процесса, их связывают не ролевые отношения, а личностные. Учеба в педагогическом колледже - это время эмоционально и интеллектуально насыщенных контактов, совместного приближения к Истине. Теоретические занятия подкреплены широким спектром внеклассной деятельности студентов в клубах «Мы вместе», «Ритм», «Поиск», «Фемида», «Росток», «Музыка и театр», литературной гостиной «Вдохновение», творческой мастерской «Лапландский сувенир».

Конечно, сложно в юбилейной статье рассказать все о кропотливом каждодневном труде администрации и педагогического коллектива Мурманского педагогического колледжа. Социально-экономические условия рыночной экономики, экономический кризис, модернизация образования, безусловно, стали причиной многих изменений в колледже. Но если цель учебного заведения не только выжить, но и жить полноценной профессиональной жизнью, то все это становится не препятствием, а стимулом к совершенствованию. И тогда нелегкий путь от юбилея к юбилею станет радостным, а следующая круглая дата - своеобразным итогом сделанного и перспективой новых свершений.

Фото:
Галина Филиппова. Фото предоставлено МПК.
Галина ФИЛИППОВА, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, директор Мурманского педагогического колледжа.