Около 88 процентов россиян считают необходимым дать своим детям высшее образование и примерно 67 процентов готовы его оплачивать. Эти цифры привел в своем докладе президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Александр Лебедев, выступая на областной конференции, посвященной вопросам профессионального образования и развитию социального партнерства учебных заведений и работодателей.

Хорошо это или плохо? С точки зрения бизнеса, - плохо.

Сегодня потребность рынка труда в специалистах со средним профессиональным образованием составляет 56 процентов, с начальным - 20,8, высшим - 19,2 процента. Это данные по стране, в нашей области диспропорция еще острее: налицо переизбыток молодых людей с вузовскими дипломами, особенно гуманитарного профиля.

Разумеется, ситуация не устраивает многих работодателей, считающих, что активное развитие экономики Кольского Севера невозможно без рабочих высокой квалификации.

Александр Лебедев, рассуждая о выпускниках высшей школы, в частности, сделал упор на том, что работодателей не удовлетворяют их уровень профессионализма и амбиции. Молодые не желают работать за 10 тысяч, а потому нередко откладывают диплом до лучших времен и идут в торговлю, сферу обслуживания, туда, где их труд лучше оплачивается. Ситуацию необходимо менять, но как?

- Часть вузов надо переквалифицировать в колледжи. Никто не мешает молодым людям продолжать образование дальше, но - за свой счет. И вообще, учиться нужно всю жизнь - только тогда можно достичь желаемого результата и стать высококвалифицированным специалистом, - считает Лебедев.

Остановился президент СПП и на качестве обучения в наших вузах. Во многих оно, по его мнению, не выдерживает никакой критики. В результате опроса 78 процентов мурманских работодателей оценили качество вузовской подготовки как удовлетворительное, 22 процента поставили отметку «хорошо». О среднем профобразовании отзываются иначе: 67 процентов - «хорошо» и 33 процента - «удовлетворительно».

В общем, картина невеселая: выходит, вузы не способны дать достаточные знания большинству выпускников, а работодатели не хотят видеть таких специалистов на производстве. Чтобы достичь золотой середины в отношениях бизнеса и образования, необходимы, как считает Александр Лебедев, инновационный подход, социальная реклама и хорошо налаженная профориентация, начиная со школы. Все это поможет выпускникам 9-11-х классов правильно оценивать свои силы и знать, где их можно реально применить. Вузовский диплом от человека, действительно стремящегося к знаниям, не убежит. Но сегодня более ценен диплом рабочий.

Пока бизнес и учебные заведения не начнут тесно сотрудничать, исходя из потребностей региона в кадрах на перспективу, дело с места не сдвинется, убежден Лебедев. А предоставлять необходимую для этого информацию должно областное минэкономразвития.

Василий Костюкевич, возглавляющий областное министерство образования и науки, по сути, поддержал президента СПП, сказав в начале своего выступления: «Мы не определились в главном: какой кадровый сегмент в экономике Кольского края должен быть заполнен нашими специалистами». Действительно, столь масштабные проекты, как Штокман и Мурманский транспортный узел, потребуют гораздо больше высококвалифицированных кадров, чем могут подготовить учебные заведения области. Однако чтобы найти свою нишу, нужно обладать полной достоверной информацией.

Что касается отраслей экономики области, то сегодня, как отметил Костюкевич, большую заботу о кадрах проявляют предприятия горнодобывающего комплекса и другие крупные компании. Именно благодаря их заинтересованности и вложению средств за последние годы удалось открыть восемь, по сути, новых колледжей созданных путем слияния учреждений НПО и СПО. В 2012 году этот процесс будет продолжен. Это значит, что теперь учащиеся профсистемы получают двухуровневое образование практически в каждом крупном муниципальном объединении нашего края. То есть выпускники колледжа покидают его стены с двумя дипломами - начального и среднего профобразования. А придя на производство и убедившись в правильности выбранного пути, они спустя время могут продолжить учебу в профильном вузе, благо такие возможности дает дистанционное обучение. Кстати, наш регион один из первых в стране пошел по этому пути.

Однако, как сказал Василий Костюкевич, это лишь первый шаг в развитии профобразования. Второй - перевод учреждений СПО в «автономное плавание». Пока в него отправились три наших колледжа - сервиса, педагогический, строительный. В скором времени к ним присоединятся и остальные. Профессиональных училищ просто не останется. Зато у автономных современных колледжей, считает министр, свои преимущества: имея хорошую производственную базу, опытных мастеров, они вполне могут организовать собственное производство, работать по заказам.

- Я им говорю: создавайте завод, берите заказы! Это позволит не только решать свои финансовые вопросы, но и городу помогать. Как, например, это сделано в Кировске. Там 11-е училище многие работы по поддержанию коммунального городского хозяйства взяло на себя. Это позволяет решать проблему организации производственной практики учащихся. Ребята могут проходить ее прямо в стенах колледжа и получать необходимый опыт, который так ценится работодателями.

Кстати, рядом со мной на конференции сидели представительницы кандалакшского ПУ № 24, которое готовит кадры для железной дороги, а также строителей, поваров, продавцов, парикмахеров и других специалистов. Оно пользуется популярностью не только в нашем регионе, но и за его пределами. Востребованные на рынке труда рабочие специальности, опытные мастера, хорошая база - все это привлекает выпускников школ.

- У нас проблемы с производственной практикой для поваров и продавцов, - рассказали преподавательницы. - Ребят не берут даже в такое стабильное предприятие, как «Евророс». Кадры у них постоянно обновляются, но, похоже, им проще взять молодых, что называется, с улицы. Месяц поучат - и за работу. Не понравился - до свидания. А наши ребята, видно, для них слишком грамотные, с ними посложнее будет.

Но вернемся к выступлению Василия Костюкевича. В отношении подготовки в вузах специалистов, необходимых для развития заполярной экономики, министр отметил, что тут многое зависит и от позиции бизнеса. Там, где он готов эффективно сотрудничать с вузами, результат виден. А вот с кадрами для строительной и рыбной отраслей вопросы решаются сложно, потому что в регионе сегодня почти не осталось крупных объединений. Огромная проблема с медицинскими кадрами: выпускники не желают возвращаться в Мурманскую область, где им не могут гарантировать жилье и достойную зарплату. Этот вопрос решить можно только на федеральном уровне. Или, как вариант, - открывать медвуз в регионе... В последнее время обострилась обстановка и с педагогами: не хватает дошкольных работников, учителей начальной школы, преподавателей физкультуры, английского языка, математики. Костюкевич видит причину в несогласованности планов подготовки кадров МГГУ с региональной властью.

Разумеется, сказалась и политика центра: чтобы не увеличивать безработицу среди молодежи, минобрнауки РФ пошло на то, чтобы сохранить количество бюджетных мест в вузах. В результате их теперь чуть ли не больше, чем выпускников школ. Каждый троечник может спокойно поступить в институт. Но вот получится ли из него хороший специалист?

- Анализ системы подготовки кадров в высшей школе показывает, что более половины выпускников - гуманитарии. Нужны ли они в таком количестве нашей области? - задал вопрос министр экономразвития Сергей Агарков. - Конечно же, нет. У нас кадровый голод в промышленных компаниях, в частности, нефтегазовой отрасли. И здесь встают такие проблемы, как финансовое обеспечение подготовки нужных региону специалистов и уровень преподавательского состава. Короче говоря, должен соблюдаться баланс интересов власти, бизнеса и образования.

В рамках конференции состоялось торжественное подписание договоров о социальном партнерстве между СРЗ «Нерпа» и МГТУ, «Арктикморнефтегазразведкой» и Мурманским рыбопромышленным колледжем.

Людмила ЛОПАТКО.