В канун Нового года губернатор Дмитрий Дмитриенко поздравил школьниц из Умбы с достижениями в научно-исследовательской работе. И вручил трехтомники Ломоносовской энциклопедии, куда внесены их имена.

Такую честь заслужили трое наших юных земляков - одиннадцатиклассницы из школы № 4 поселка Умба Юлия Хренова и Ксения Федина и первокурсник Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Дмитрий Комаров. Дима на встречу прибыть из Петербурга не смог - сессию не отложишь. А вот девушки вместе со своим научным руководителем Натальей Панариной (для Юли она еще и мама) приехали в правительство области, чтобы принять поздравления и подарки.

Говорят, человек за свою жизнь обязан кроме всего прочего посадить хотя бы одно дерево. А вот Ксюша Федина к своим шестнадцати высадила уже двести сосен!

- Для меня сейчас главное - восстановить карьер в своем поселке, - говорит она. - Посаженные сосенки уже прижились. В новом году хочу взять в лесхозе еще одну партию и продолжить восстанавливать наши леса.

- А что самое трудное в твоей работе?

- Уберечь окружающую среду от человека, - призналась Ксюша. - Уникальная природа нашего Терского берега привлекает очень многих туристов. Ну а они оставляют после себя мусор, жгут леса... С этим надо бороться постоянно.

А Юля Хренова в своей научной работе особых трудностей не видит. Привыкла, ведь занимается она исследованиями под руководством мамы, кстати, кандидата биологических наук, с шести лет. Сверстницы играли в куклы, а девочка уже ездила по заповедникам, да не гулять. Походы, сбор материалов, научные эксперименты, обработка данных - все это для нее совсем не скучная, а увлекательная повседневность.

- Самое сложное на первых этапах было ходить по озерам брать пробы, сачком черпать донных беспозвоночных. Тем более я это начала делать где-то в семь-восемь лет, - рассказывает она. - Но привыкаешь быстро. Что касается сегодняшних проблем, у нас в Умбе мало современного научного оборудования. Но если тебе интересно этим заниматься - все преодолеешь.

После школы Юля собирается поступать в МГУ. Ксюша еще не решила, где учиться - в Петербурге или Москве. У обеих хватает престижных наград, премий и дипломов за победы в различных научных состязаниях, как российских, так и зарубежных. Однако нынче они при поступлении в вуз не помогут - по новым правилам сдавать экзамены придется на общих основаниях. Но участие в многочисленных олимпиадах и конкурсах Юля и Ксюша потерянным временем не считают: по их мнению, как способ совершенствования эти мероприятия очень важны. Их работы, кстати, занесены в Летопись природы Кандалакшского заповедника, поскольку имеют научную ценность.

Когда началась встреча, губернатор напомнил Юле об исследовании, результаты которого девочка представляла на осеннем этапе конкурса «Шаг в будущее»:

- Так как - подтверждается ваша гипотеза о том, что с помощью растений можно определять загрязненность водоемов? Меня она очень заинтересовала. Там, помнится, вы сначала определяли качество воды по донным беспозвоночным, а потом живыми индикаторами экологии стали уже растения. И как успехи?

- Все подтверждается.

- Значит, работа будет иметь практическое значение, - с удовлетворением отметил глава региона. - И это здорово, что у нас в области растут умные дети, которые знают и любят Север. Которые могут многое сделать для того, чтобы в Мурманской области жить стало лучше. Радостно, что те конкурсы, которые мы проводим, ведут к таким серьезным результатам.

Поздравив школьниц с Новым годом и вручив им медали М. В. Ломоносова, трехтомник энциклопедии, куда занесены и их имена, а также ценные подарки, губернатор начал серьезный разговор о будущем. Поблагодарив их научного руководителя Наталью Панарину за то, что она делает для талантливых детей Умбы, губернатор спросил, как, по ее мнению, правительство области может помочь юным самородкам из глубинки реализовать свои дарования.

- Для начала надо решать проблему с педагогическими кадрами, - высказала пожелание Наталья Панарина. - Найти таких людей, чтобы у них было желание творчески работать с детьми. Только такое содружество даст ощутимые результаты. Но есть серьезная проблема. У нас в Умбе основная сложность в том, что мы на периферии. Считаю, что нужно создать центр работы с одаренными детьми именно на областном уровне. Типа гимназии-интерната в Мурманске. На всероссийской олимпиаде школьников по экологии в Уфе мы жили в таком интернате, где собраны дети со всего Башкортостана. И этот опыт неплохо бы перенять. Условия там созданы для взращивания талантов идеальные.

Губернатора интересовало в этом предложении все: принципы отбора и согласие родителей, условия обучения и бытовые подробности проживания в будущем «инкубаторе» для вундеркиндов. Тут же он завел разговор с заместителем министра образования и науки Сергеем Мякишевым о возможности обустройства подобного учебного заведения в области, предложил реальные варианты помещений. Но и альтернатива возникла. А может быть, все-таки лучше, используя возможности Интернета, дистанционно слушать лекции знаменитых столичных педагогов?

Сегодня Умба стала признанной кузницей талантов. Глава региона не удивился, узнав, что девочки собираются поступать в столичные вузы. Попросил об одном: после получения специальности по возможности вернуться в Заполярье. И даже пообещал рассмотреть возможность выделения персональных стипендий для одаренных выпускников наших школ, с тем чтоб стипендиаты впоследствии возвращались домой:

- Нам очень нужны здесь ваши знания и таланты.

Нина АНТОНЯН