Работа над ошибками

Вот и вновь на пороге страдная для выпускников школ пора. Уже известно, по каким предметам одиннадцатиклассники будут сдавать единый государственный экзамен. Ну а тем, кто на два года младше, предстоит пройти ГИА - государственную итоговую аттестацию.

Но прежде чем говорить об этом, оглянемся на год назад.

- Традиционное октябрьское заседание коллегии регионального минобразования и науки, посвященное итогам ЕГЭ и ГИА в 2011 году, показало, что мы движемся в правильном направлении, - говорит заместитель министра образования и науки Мурманской области Сергей Мякишев. - Динамика результатов экзаменационных испытаний по нашей области соответствует среднероссийским показателям, а средние баллы по всем предметам выше. Так, в целом по стране средний балл в 2011 году по русскому языку составил 58,0, по математике 43,7. У нас в регионе - соответственно 65,4 и 51,4.

Разумеется, это не означает, что мы можем почивать на лаврах: средний балл складывается из показателей муниципалитетов. Среди них есть те, где образовательные учреждения традиционно дают хорошие результаты, а есть и такие, чьи результаты стабильно ниже. Лидируют на протяжении последних четырех лет Мурманск, Видяево, Терский район.

- С Мурманском понятно: здесь много сильных школ. В Видяево, правда, одна, но она в 2007 году вошла в число победителей конкурса «Лучшие школы России» приоритетного нацпроекта «Образование». А в 2010-м выиграла региональный конкурс в номинации «Лучшая сельская школа Мурманской области». Но каким образом ученики из отдаленного Терского района дали фору своим сверстникам из крупных муниципалитетов, где вроде бы имеются более благоприятные условия?

- Считаю, что в первую очередь это заслуга всех работников системы образования Терского района: педагогов, управленцев, которые смогли наладить подготовку к государственной аттестации, правильно организовать деятельность каждой школы. Этот успех - результат системного подхода.

- Получается, что подобной системы нет в Ловозерском и Кольском районах? Вы наверняка разбирались в причинах их отставания по результатам экзаменов школьников.

- Специалисты нашего министерства не раз выезжали в Кольский и Ловозерский районы, встречались с коллективами школ и руководством муниципалитетов. Конечно, есть объективные причины: большие территории районов, наличие отдаленных и малокомплектных школ, определенные кадровые проблемы. Но все-таки факт остается фактом: если ученики на протяжении ряда лет показывают низкое качество знаний, значит, в школе не организована должным образом работа над ошибками. Есть же в конце концов такое понятие, как профессиональная честь учителя. Если из года в год его ученики демонстрируют плохие знания - пора что-то существенно менять в своей работе. Или менять работу. Мы поставили задачу перед руководством муниципалитетов честно проанализировать собственные просчеты и принять меры для устранения недостатков.

- Возможно, одна из причин еще и в том, что школы нуждаются в молодых творческих кадрах? Что делается в этом направлении?

- Как вы знаете, у нас создана областная ассоциация молодых специалистов образовательных учреждений. Считаю, что это важный шаг по привлечению выпускников вузов в школы. На сайте нашего министерства ежемесячно обновляются данные мониторинга вакансий по всем муниципалитетам. Надеемся, что при активной позиции координационного совета ассоциации будет заполнена значительная их часть. В школы уже пришли и еще придут энергичные, молодые учителя.

Не надо искушать судьбу

- Что принципиально нового ждет выпускников 2012 года? Ведь совсем скоро им предстоят серьезные испытания.

- Каких-то радикальных перемен не будет. Напомню, что еще осенью распоряжениями Рособрнадзора впервые установлено минимальное количество баллов ЕГЭ по русскому языку и математике: 36 и 24 соответственно. Ранее это делалось после обработки результатов экзамена. Усиливается роль общественных наблюдателей. Для тех, кто сдает ЕГЭ, увеличено количество аналитических заданий, где нужно обосновать свое мнение. Усилены меры контроля и ответственности как участников, так и организаторов госэкзамена. И, конечно, надо еще раз напомнить, что наличие мобильного телефона однозначно приведет к удалению с ЕГЭ.

- Случаи удаления за то, что школьник пришел на ЕГЭ с мобильником и пытался его использовать, у нас были, хотя и единичные. Но ведь обстоятельства складываются по-разному. Может, выпускник, волнуясь, просто забыл сдать телефон при входе в аудиторию? А ему к концу экзамена кто-то позвонил...

- Государственная экзаменационная комиссия всегда очень взвешенно подходит к оценке той или иной ситуации, когда решается судьба выпускника. И все-таки, пользуясь случаем, хотелось еще раз сказать ребятам и родителям: не искушайте судьбу, не надейтесь провести организаторов. Лучше сосредоточьтесь на решении заданий.

- Есть какие-то проблемные ситуации, которых ожидаете в этом году в период ЕГЭ и ГИА?

- Мы стремимся сделать все, чтобы максимально нивелировать возможные затруднения. Работа по подготовке к ЕГЭ начата в каждой школе практически с сентября. Подготовлена вся нормативная база, проводится обучение участников и организаторов экзаменов. Во всех подробностях о ходе и правилах испытаний проинформированы родители. Успокаиваться не стоит, но рассчитывать на то, что при ответственном подходе на местах все должно получиться - вполне реально. Ну а как сдаст экзамены конкретный выпускник, в основном зависит от него самого. Мотивация - великий двигатель.

Расписание на завтра

Итак, с 20 апреля начинаются экзамены для ребят, имеющих право на досрочную сдачу ЕГЭ. Это выпускники вечерних (сменных) школ, призываемые в армию, выезжающие на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы; а также - за рубеж на постоянное место жительства или для продолжения обучения. Кроме того, досрочно сдать ЕГЭ могут учащиеся, направляемые на период экзаменов на лечение и реабилитацию по медицинским показателям, а также выпускники российских школ, расположенных за пределами РФ, в государствах со сложными климатическими условиями.

20 апреля (пятница) - русский язык;

23 апреля (понедельник) - иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский), география, химия, история;

26 апреля (четверг) - математика;

2 мая (среда) - информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), биология, обществознание, литература, физика;

4 мая (пятница) - резервный день для участников ЕГЭ, не сдававших ЕГЭ или не завершивших выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

Основной период сдачи ЕГЭ начнется 28 мая (понедельник) - информатика и ИКТ, биология, история;

31 мая (четверг) - русский язык;

4 июня (понедельник) - иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский), химия;

7 июня (четверг) - математика;

13 июня (среда) - обществознание, физика;

16 июня (суббота) - география, литература.

Для тех, кто пропустил экзамены по уважительной причине, предусмотрены резервные дни.

Дополнительный период сдачи ЕГЭ предназначен также для выпускников учреждений профессионального образования и выпускников школ прошлых лет, которые не смогли сдать ЕГЭ в основной волне - в июле. Напомним: все государственные экзамены начинаются в 10 часов утра.

Удачи!

Фото: Федосеев Л. Г.
Нина АНТОНЯН