Чуть больше месяца осталось до события, которого во многих семьях ожидают с трепетом. Оно подводит итог годам, которые повзрослевшие сыновья и дочери провели за школьной партой, и называется Единым государственным экзаменом. Перед этим решающим испытанием в нашей области вот уже почти десять лет для выпускников проводится, так сказать, генеральная репетиция. И нынче первый же пробный ЕГЭ - по математике - обескуражил: одиннадцатиклассники написали его хуже, чем в прошлые годы. Правда, даже в столичных школах сложилась такая же ситуация, но это почему-то не радует... В чем причина неудачи? Какие выводы она заставляет сделать? Об этом - беседа с министром образования и науки региона Василием КОСТЮКЕВИЧЕМ.

В наукограде растут незнайки?

- Василий Филиппович, далеко не во всех российских регионах проводят пробные экзамены. Наша область практикует их уже несколько лет. Что это дает?

- Прежде всего - уверенность и психологическую поддержку нашим школьникам. Ведь, придя сдавать уже настоящие экзамены в ту же школу, где проходила «генеральная репетиция», они знают все организационные тонкости, чувствуют себя более спокойно. Пробные испытания мы проводим с 2003 года. Нам важно организационно отработать всю технологическую цепочку, чтобы не было сбоев. Меняются люди, на ППЭ - пункты приема экзаменов - каждый год приходят новые организаторы, навыков нет, а получение, хранение, раздача контрольно-измерительных материалов (КИМ) - все это требует репетиции.

- Но почему же в этом году наши ребята сдали математику хуже, чем обычно?

- Парадокс, но им помешала, видимо, излишняя уверенность в своих силах. И хотя на штатных ЕГЭ, которые пройдут через полтора месяца, результаты, думаю, будут более высокими, повод для размышлений есть. И на заседании областной государственной экзаменационной комиссии члены высказали обеспокоенность итогами. Чего греха таить, мы привыкли к тому, что результаты ЕГЭ у нас традиционно в среднем выше, чем по России. Вероятно, от этого и ученики, и педагоги как-то расслабились. А рано.

- Может быть, чересчур сложные задачи поставили перед школьниками?

- Я бы так не сказал. В этом году КИМ по математике готовил наш областной институт повышения квалификации работников образования и культуры. Причем разработчики основывались на материалах федерального института развития образования. Да, по опыту прошлых лет предложенные КИМ могли быть сложнее, чем те, которые окажутся на настоящем ЕГЭ, но настораживает другое. 79 процентов учеников дневных школ плохо написали пробный ЕГЭ. Учащиеся же учреждений начального или среднего профессионального образования, как один, вообще не стали пытаться решить задания из части «С». Тем самым они уже не могут претендовать на пятерку или четверку - только на тройку. И стало быть, не ориентированы на поступление в престижные вузы... А вот еще удручающая цифра: 12 процентов учеников области набрали по результатам пробного ЕГЭ количество баллов ниже установленного минимума, то есть практически не сдали его. Это 456 школьников. А есть муниципалитеты, где эта цифра еще выше. К примеру, в Апатитах - 24 процента.

- Неужели в заполярном наукограде качество образования детей хромает?

- Увы, выходит, так. Причина, на мой взгляд, - недостаточный контроль школ, дефицит внимания родителей. Я даже как-то на заседании президиума Кольского научного центра говорил ученым: «Неужели вас не тревожит, что живете вы в наукограде, а качество образования у вас не на высоте? Где же влияние КНЦ? Ведь двойки хватают ваши дети и внуки!»

Нерадостно обстоят дела с пробным по математике и в Кандалакше, там 23 процента ребят либо не приступили к выполнению заданий, либо набрали недостаточно баллов. Еще хуже в Ловозерском и Ковдорском районах - 26 и 29 процентов. Особенно же «отличился» Островной, где 42 процента ребят завалили пробный экзамен. А ведь повсюду школьники собираются куда-то после школы поступать.

- Но ведь где-то сдали и хорошо?

- В Мурманске, Видяеве, Печенгском районе репетиционные испытания прошли успешно. Но лучше всех выглядит Терский район.

- Получается, на самом краю области ребята прилежнее всех учатся? Может, там дети не такие избалованные?

- Я бы сказал, более ответственные, мотивированные на успех. К тому же налицо правильная организация учебного процесса и заинтересованное отношение родителей к достижениям их детей. И все-таки, считаю, что прежде всего значение имеют ответственное отношение педагогов и система контроля - как школьная, так и муниципальная. Государственные испытания - дело общее. Надо, чтобы и глава администрации занимался этим, а не просто дал на откуп отделу образования, где, быть может, даже не придадут значения: дескать, у нас и так все отлично. Но время для работы над ошибками есть, впереди еще больше месяца. По расписанию ЕГЭ по математике состоится 7 июня. Поскольку КИМ были разработаны мурманскими специалистами, мы имеем возможность послать их в каждую школу, чтобы там предметно разобрались: с какими именно темами дети не справились.

Да, на протяжении нескольких лет у нас были стабильно высокие результаты. А теперь кое-где считают, что они придут сами - автоматически. Не придут, если школьники, педагоги, директора школ, руководители муниципалитетов не проникнутся серьезностью поставленной задачи.

«Звонок другу» - и прощай, аттестат

- Еще один неприятный факт: шесть учеников были удалены с пробных испытаний за пользование мобильниками...

- Хочу обратиться и к школьникам, и к родителям, чтобы внушили ребятам одну простую мысль: не нарушайте правила сдачи! На штатном экзамене последствия будут серьезными. Если выпускник нарушил правила проведения ЕГЭ по русскому языку или математике, значит, аттестата в этом году он уже не получит. Ему разрешат вновь сдать экзамен только на следующий год. Считай, 12 месяцев из жизни вычеркнуто. И ради чего? У нас в прошлом году был удручающий пример: выпускница, шедшая, кстати, на медаль, поскольку училась все годы отлично, воспользовалась мобильным телефоном. В чем-то сомневалась, видимо. Чем кончилось? Проступок обнаружили и ее удалили с ЕГЭ. А она к тому времени половину КИМ уже решила. Конечно, и для нее самой, и для ее близких это было потрясением. Родители тут устраивали настоящие битвы, писали жалобы во все инстанции, в запале не выбирая выражений. Но все зря: мы не могли пойти на нарушение правил. В этот раз на пробных ЕГЭ телефонами пытались воспользоваться шестеро школьников - из Кировска, Зеленоборска и Ловозера. Это, конечно, должно насторожить и руководство школ, и педагогов при подготовке к штатному ЕГЭ.

- А обычными шпаргалками ребята уже не пользуются?

- Сегодня делать это смысла нет. Достать шпаргалку невозможно. Ребята сидят на виду по одному. Два организатора и общественные наблюдатели не сводят с них глаз. А главное, разве известно, какие попадутся вопросы? 800-900 вариантов заданий, которые компьютер распределяет произвольно. Помогут только системно приобретенные знания.

- Но там же тоже люди сидят. Неужели не жалко ребенка, если он явно заваливает экзамен?

- Во-первых, это чужие учителя, незнакомые детям. А во-вторых, даже если бы они захотели помочь - не смогут. Это специалисты по другим предметам. Экзамен по математике обслуживают, к примеру, учителя музыки, физкультуры, иностранного языка. Только так ЕГЭ позволяет выяснить объективные знания детей, а следовательно, и качество работы учителя.

- Шпаргалка не поможет. А если вместо ученика придет нанятый за деньги студент?

- А фейсконтроль на что? Сначала на входе в школу, затем уже на пороге аудитории проверяют паспорта. Чужой не пройдет. И иначе нельзя. Кстати, честность вознаграждается. Помните, в 2010 году был общий шок: 25 выпускников нашей области набрали по 100 баллов по русскому языку. И она тут же попала в «черный список» минобразования России, которое решило, что Мурманская область за компанию с Адыгеей и Кабардино-Балкарией, которые тоже показали почти идеальное знание русского языка, решила «стать впереди России всей». Помню, мы на областной государственной экзаменационной комиссии долго ломали головы, что делать и как отвечать отраслевому министерству. Ну и, конечно же, ждали взыскательных ревизоров. Однако потом еще раз проверили все 25 работ и пришли к выводу, что ребята получили свои оценки абсолютно справедливо. Кстати, комиссия к нам так и не приехала. Может быть, потому, что минобразования РФ затребовало тогда аж 600 работ по русскому языку и проверило их. И - ни одного замечания.

- Вы уже много лет руководите образованием. Как педагог по специальности гордитесь заполярными школьниками?

- Конечно! Но в то же время я пять лет отработал ректором института повышения квалификации учителей. И очень хорошо знал блок наших методистов и педагогов русского языка. А также имел представление, какая строгая и высококлассная там идет подготовка. Ну а учитывая объективную ситуацию, то, что у нас достаточно грамотное население - не зря же в Северо-Западном округе Мурманск по образованию на втором месте после Санкт-Петербурга, я не удивлялся успехам наших школьников. Но есть и свои проблемы. Скажем, по химии, биологии они уступают сверстникам из других областей. И здесь чувствуются явные недочеты в работе органов управления образования, директоров школ.

Захочет учиться - не остановишь

- Как вы считаете, введение ГИА - государственной итоговой аттестации - как-то поменяло взгляд учеников на профессиональное образование?

- Когда мы ввели ее в девятых классах, на первом же экзамене 30 оценок оказались двойками. В результате у нас сразу вдвое уменьшилось количество 10-х классов. Потому что родители прозрели, задались вопросом: потянут ли их отпрыски 10-й и 11-й классы? Ко мне, помню, как-то пришел один весьма заслуженный дедушка: «У меня два внука, что им делать в 10-11-х классах? Они ведь не сдадут. Посоветуй, в какой техникум им пойти после 9-го». Посоветовал, пошли, а теперь успешно работают. Да что говорить, ведь для многих это может стать началом профессиональной карьеры. Захочет человек учиться после профтехучилища - не остановишь. Помните Георгия Голованова - генерального директора комбината «Апатит»? Герой соцтруда, доктор технических наук - он же вернулся с фронта к мирной жизни, имея семь классов за плечами. Начав работать, поступил в вечернюю школу, затем заочно окончил техникум, следом - горный институт. Защитил кандидатскую, докторскую. А на пенсию ушел директором НИИ. Человек сделал себя сам. Пример, достойный подражания.

- А как нынче прошел репетиционный экзамен по русскому языку в 9-х классах области?

- Организационно - вполне успешно: без неожиданностей и нарушений. Участие в нем приняли 6040 обучающихся. Работали 53 пункта проведения экзамена. Причем на этот раз нам не пришлось доставлять школьников из отдаленных районов на самолетах на ППЭ. В этом году для Островного, Краснощелья, Териберки, Варзуги и Туманного использовалась дистанционная технология передачи экзаменационных материалов из регионального центра обработки информации в ППЭ и обратно. Задания для девятиклассников разрабатывал Федеральный институт педагогических измерений. Но справились они неплохо. Видимо, по опыту предыдущего пробного испытания и педагоги, и ребята поняли, что время шуток прошло и экзамен - дело серьезное. Еще один плюс ГИА - мы теперь можем оценивать мастерство педагогов с 5-го по 9-й класс. Раньше оценивали только учителей старшей школы. Но ведь если ребенок с пятого класса по девятый не учил, скажем, математику, то бесполезно его учить в 10-11-м. Никого натаскать нельзя.

- Сейчас активно работает областная государственная экзаменационная комиссия. Какие вопросы она обсуждает?

- Комиссии дано право рассматривать и решать все трудные вопросы в рамках тех полномочий, которые мы имеем. Сегодня мы рассмотрели и допустили к экзаменам тех ребят, которые поменяли свои планы, касающиеся сдачи тех или иных предметов (заявки они подавали до 1 марта). Причины объективные. Например, школьник не собирался сдавать химию, а в выбранном вузе она, как оказалось, требуется. Но случается и другое. Приходится порой разбираться даже в семейных взаимоотношениях. Вот пример. Родители одной школьницы требовали, чтобы она записалась на экзамен по физике, мечтая видеть ее впоследствии в техническом вузе. А девочка - типичный гуманитарий, физику сдавать не захотела и записалась до 1 марта на другой предмет, о чем родители узнали только сейчас. Возник конфликт. Чтобы разрешить его, родители пришли на комиссию с требованием записать дочь все же на сдачу физики. А девочке совсем скоро 18 исполнится, и хоть формально она пока несовершеннолетняя, но мнение ее уважать надо. Если она вопреки своей воле пойдет сдавать нелюбимый предмет и поступит в ненужный ей вуз, то что ей помешает потом бросить учебу? Ситуацию мы разрешили в пользу школьницы: пусть поступает, как хочет. То есть разрешили сдавать дополнительный экзамен.

- Много говорят об институте общественных наблюдателей. Есть ли от него прок?

- Есть. Наблюдатели замечают недостатки в организации и очень зорко смотрят за детьми на экзаменах. Например, задаются вопросом: иные ребята очень часто ходят в туалет. Зачем?

- Знаю зачем. Мне сами школьники признавались: есть такие хитрецы, которые берут на ЕГЭ или на ГИА два телефона. Один отдают, а со вторым в туалет - и ну звонить, консультироваться.

- Вот-вот. А еще общественные наблюдатели нужны, чтобы успокоить общество, в том числе мам и пап: все нормально - подлогов нет, никто никому ничего не подсказывает. Помните, в прошлом году скандал в Адыгее? Там дефилировала замминистра образования по рядам и раздавала правильные ответы. Сидели бы рядом наблюдатели, вряд ли такое безобразие было бы допущено. Конечно, мы каждого проверяем - чтоб человек был порядочный, чтоб никто у него не сдавал в этой школе... Разрешение подписываю лично я. Кстати, интерес к этому процессу проявляется большой. Среди желающих стать наблюдателями есть и правозащитники, есть и студенты - будущие следователи, прокуроры. Бывает, наслушаются сплетен и приходят в ожидании: вот сейчас что-то грянет! И разочаровываются, если ничего не происходит. Также на экзаменах обязательно присутствуют сотрудники полиции, дежурят медики. И не зря. Каждый год кому-то требуется их помощь. Ведь дети волнуются иногда до того, что кто-то падает в обморок. Для того и нужны пробные экзамены, чтобы успокоить ребят.

- И напоследок - совет от министра...

- Он очень прост: главное - собраться. Отбросить легкомыслие и заниматься с полной отдачей. Прошлые успехи еще никому не помогали. Нельзя почивать на лаврах. Работайте - и все получится.

Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Нина АНТОНЯН