В нашей области появляются школы, где дети-инвалиды будут учиться вместе со сверстниками.

В России начинает входить в жизнь программа инклюзивного (или, если перевести, включенного) образования. Суть ее в том, что ребята-инвалиды будут учиться в школах, а потом, возможно, и в колледжах, институтах бок о бок со здоровыми сверстниками. Во всем мире это делается уже давно - в Европе подобное совместное образование практикуют уже более века, в Америке - около полутора. В России же законопроект об инклюзивном образовании будет рассматриваться Госдумой осенью. Но практика его опередит. В стране уже появляются, как первые ласточки, школы, где будет создана так называемая безбарьерная среда. Начнут работать такие и в Кольском крае.

Как и у всякого нового дела, у инклюзивного образования имеются не только сторонники. Приходилось слышать и опасения насчет того, что «особые» ребята могут стать объектами насмешек. Подчас родителей тревожит и то, удастся ли совместить возможности здоровых и больных школьников при изучении учебных программ. А вдруг ребята с ограниченными возможностями будут тянуть остальных назад?

Но ведь в любом классе есть ученики, которые воспринимают материал с большим трудом, чем большинство. В том и задача, и мастерство педагога, чтобы основные знания получили все. Что же касается взаимоотношений, то...

- Думаю, совместное обучение пойдет на пользу и здоровым детям, - сказала мне мама ребенка, который прежде был обречен расти в четырех стенах. - Здоровым надо с раннего детства дать понять, что есть на свете другие детки. И не только в телевизоре, а в жизни, рядом с нами. Много ли вы сейчас видите инвалидов на улицах, в магазинах, в кинотеатре? Почему они все сидят дома? Да потому что в обществе на них смотрят так, словно они с другой планеты. А ведь так не должно быть. Среди них много талантливых, интересных людей.

Мурманская прогимназия № 61 известна своим особым - добрым и теплым - микроклиматом. Здесь даже ребятишек с неважным зрением не дразнят очкариками. И видимо, не случайно именно это образовательное учреждение выбрано в главном городе нашего края пионером инклюзивного образования. У прогимназии три здания. В одном из них (много лет назад там располагался детский сад «Колокольчик») с 1 сентября начнет работать группа дошкольного обучения, где ребятишки с нарушениями опорно-двигательной системы станут заниматься вместе с обычными детьми. Совместное постижение премудростей начальной школы, а также игры, мероприятия, концерты, праздники - все это должно сблизить детей, научить милосердию и такту здоровых, а заодно дать новые возможности адаптации больным.

- Сейчас работа над внедрением этого проекта идет полным ходом, - рассказывает директор прогимназии № 61 Елена Рахуба. - Уже заказаны и скоро будут устанавливаться пандусы, идет перепланировка группы, расширение дверных проемов, подготовлены к эксплуатации специальные туалеты, проведен косметический ремонт. Кроватки у нас уже имеются, игрушки закуплены, вся необходимая мебель ждет ребят. А еще, что немаловажно, к этому зданию ведут очень хорошие подъездные пути. Коллектив у нас доброжелательный, все очень любят детей и преданы своей работе, так что, уверена, детки с ограниченными возможностями быстро подружатся со здоровыми ребятишками. И тем, и другим будет у нас комфортно и уютно.

На подготовку к созданию безбарьерной среды прогимназии выделено 4,2 миллиона рублей. И в сущности, это очень правильно, что ребятишкам-инвалидам предстоит влиться в среду здоровых в самом юном возрасте, когда дети еще добры, отзывчивы и готовы во всем поддержать друг друга. А к тому времени, когда станут подростками и начнет давать о себе знать свойственная этому возрасту ершистость, ребята уже получат прививку чуткости и толерантности, которая и делает человека человеком.

В июле правительство Мурманской области приняло постановление «О формировании на территории Мурманской области сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития в 2012 году». Кроме мурманской прогимназии № 61 по принципу безбарьерной среды в этом году начнут работать и две североморские школы - № 7 и № 11. Там тоже идет активная подготовка к приему «особенных» учеников и созданию для них необходимых условий. На эти цели выделена федеральная субсидия, а софинансирование будет обеспечено из средств муниципальных бюджетов Мурманска и Североморска.

Много лет назад замечательный австралийский писатель Алан Маршалл рассказал в своей знаменитой книге «Я умею прыгать через лужи» о собственной судьбе. Заболевший в детстве полиомиелитом, он не просто преодолел тяжелый недуг и стал писателем, но был известен как активный, деятельный, живущий полной жизнью человек. И на собственном примере доказал: инвалидность - не приговор. А помогли ему стать сильным, обрести веру в себя и реализовать таланты доброжелательные, отзывчивые люди. Пусть же дети сызмальства приобретают эти качества.

Нина АНТОНЯН.