Нет, вывеску апатитская общеобразовательная школа № 5 еще не сменила (собственно, вряд ли сменит и в дальнейшем), но подготовительные работы по запуску инновационного проекта - в самом разгаре. Уже сегодня разработана программа развития образовательного учреждения, теперь этой программе предстоит пройти аудит у экспертов, и к концу сентября она должна быть утверждена - возможно, с некоторыми поправками. Впрочем, подготовка к работе в новых условиях и так уже идет полным ходом. О том, чего ждать в этом учебном году и когда же проект начнут реализовывать в полном объеме, накануне 1 сентября мы спросили специалистов городского управления образования.

Напомним, исходной точкой стал всероссийский конкурсный отбор инновационных образовательных проектов, который учредил Фонд «Сколково». В конкурсе принял участие и Кольский филиал Петрозаводского университета, пройдя со своими предложениями в финал. Сегодня проект уже встал на рабочие рельсы, региональную группу по его реализации возглавил заместитель министра образования области Сергей Мякишев. Летом «Школа Сколково - Апатиты» вошла в ассоциацию «Школа Сколково», объединяющую 12 проектов в разных городах России. Будущие исполнители эксперимента, в том числе директор школы Вера Багдонене, прошли обучение на семинарах в Англии, Италии, а также в России - Красноярске и подмосковном Одинцове, где находится штаб-квартира ассоциации. Сегодня, как уже было сказано, с помощью специалистов информационно-методического центра (ИМЦ) городского управления образования и областного института повышения квалификации работников образования подготовлен конкретный план реализации проекта, приступить к которому апатитчане будут готовы после его официального утверждения. Тогда, вероятно, начнет постепенно меняться и облик школы, ее внутреннее пространство - с учетом новых потребностей.

- Сегодня школа не бездействует в ожидании перемен, - говорит заместитель начальника управления образования Марина Титова. - Летом не только провели обычный ремонт в преддверии нового учебного года, но и подготовили электросети к повышенной нагрузке, ведь мы собираемся закупить сюда новое информационно-технологическое оборудование на 15 миллионов рублей.

Титова пояснила, что финансирование проекта откроется только в 2013 году. Самый животрепещущий вопрос - об источниках финансирования - пока не имеет окончательного ответа. Понятно, что определенное финансовое бремя поддержки нового амбициозного начинания будет нести региональное министерство образования и науки. Спонсоров же проект не имеет. Надо надеяться - пока.

А теперь о том, что больше всего волнует апатитчан - особенно тех, чьим чадам предстоит учиться в школе нового типа. Создатели «школы будущего» всякий раз подчеркивают один из своих главных принципов: школа не отбирает подходящих детей, а подбирает условия и педагогические технологии, обеспечивающие успешность каждого ребенка. Что это значит? Вступительных испытаний не предполагается, будет только собеседование и наблюдение учителей, которые выявят то, что специалисты именуют «дефицитами», т. е. пробелы в образовательной программе. И постепенно сопровождающий учитель (именуемый тьютором) с участием всех преподавателей, тренеров, воспитателей, психологов, работающих с этим ребенком, готовят индивидуальный учебный план на предстоящий учебный период, подбирают наиболее подходящие педагогические технологии и условия, в которых этот ребенок сможет лучше всего развиваться.

Фантастика? Нет, это главный принцип, без которого не получится никакой школы будущего. Только индивидуальный подход, который своим путем приведет каждого к одной цели - к освоению полного объема учебной программы. Чего в нынешней школе педагоги добиться не могут.

А всего, как рассказала руководитель ИМЦ управления образования Апатитов Ирина Ефремова, модель «Школы Сколково» зиждется на семи принципах. Это и индивидуализированный образовательный процесс, и разные принципы организации обучения на разных ступенях - от раннего развития (от 0 до 3 лет) до старшей школы включительно. В образовательное пространство «Школы Сколково» будут включены несколько детских садов и учреждений дополнительного образования разного профиля. Стоит упомянуть и ориентацию на расширение самостоятельности и ответственности ученика. Интересна и такая установка: школа помогает культурному и социальному развитию местного сообщества - к организации внеклассной деятельности широко планируется привлекать родителей учеников, старшеклассников, волонтеров. Так будут уменьшены барьеры между школой и реальной жизнью, где школа возьмет на себя роль ведущего. Ну и, наконец, уроки технологии, известные старшему поколению как «труды», кардинально обновятся.

Педагоги примерят роли тьюторов (сопровождающих) и ательеристов (от слова «ателье» - своеобразных опытных мастерских, где дети будут изучать разные явления жизни)...

- Подготовка педагогов к работе в новых условиях начнется уже в этом году, - подтвердили нам собеседники. - Возможно, кто-то не одобрит новые идеи, мы же должны будем сформировать команду единомышленников, готовых взять на себя труд претворять в жизнь эти идеи, чтобы воспитать нового человека: который умеет ставить вопросы и искать на них ответы, на равных беседует со взрослыми и не боится жизни.

Как выяснилось из разговора со специалистами, на первых трех возрастных ступенях инновационный проект будет основываться в основном на идеях Реджио-педагогики. Подробнее об этой инновационной технологии можно прочитать на сайте школы № 5, где информация размещена уже с июня этого года. Реджио-педагогика (Reggio Children)получила свое имя от названия города в Италии - Реджио Эмилия, где была создана. Основатель ее - Лорис Малагуцци, идеи которого получили признание и распространение в США, Великобритании, Германии, Израиле, Японии и других странах. Это одна из немногих педагогик, существующих давно, находящихся в состоянии прогресса и распространяющихся по всему миру, констатируют ее сторонники, к числу которых принадлежат и специалисты апатитской сферы образования. И подчеркивают, что этот опыт можно усвоить и переработать, приспособив к своим нуждам и создав творческий, постоянный, слаженный коллектив взрослых, заинтересованных в этом типе работы с детьми. Тут стоит пояснить, что центральную роль в Реджио-педагогике играет работа над проектом. А проекты рождаются в играх и разговорах и базируются на подлинных интересах детей. Темы исходят из повседневного опыта ребенка, например - тени, дождь, город. Изучать их можно в тех самых ателье с просветными столами, проекторами, микроскопами, костюмерными, театром теней.

Получается, школьный звонок к началу нового учебного в школе № 5 прозвенел не только для детей, но и для взрослых.

Зоя КАБЫШ, Апатиты