Как российскому образованию жить дальше? Какие перемены грядут с приходом нового главы минобрнауки РФ? Эти и многие другие вопросы Дмитрий Ливанов обсудил в конце сентября на совещании с руководителями органов управления образованием субъектов РФ. Вернувшись со встречи в Москве, министр образования и науки Мурманской области Василий КОСТЮКЕВИЧ дал интервью корреспонденту «Мурманского вестника».

Все устали от эпохи перемен

- Это было своеобразное совещание - знакомство с новым министром, и понятно, что всех интересовала его точка зрения на процессы, которые происходят в системе образования России, и перспективы. Говоря языком медиков - диагноз и прогноз. Первое, что сказал министр: люди устали от постоянных перемен в системе образования, когда одновременно идут несколько дублирующих друг друга проектов. Я давно убедился, что рядовой учитель уже все это перепутал. И нашу «Новую школу», и «Приоритетный проект «Образование», и «Модернизацию общего образования», и остальные новации. По мнению Ливанова, все эти проекты в 2013 году надо завершить. И сосредоточиться на актуализации содержания образования.

- Почему это важнее всего?

- Сегодня у нас в образовании огромное количество направлений: оборудование школ, зарплата, спортивные игры, президентские состязания… На какое место прикажете поставить содержание образования? Отдел контроля и надзора нашего министерства проверяет учебные заведения области, и зачастую выясняются вопиющие факты. В одном профессиональном училище на целый год сократили срок обучения, а в другом... студентам недодали 100 часов по математике. Сами так решили и все. Это, разумеется, крайние случаи, но они настораживают.

- Почему руководители некоторых образовательных учреждений стали себя так вольготно чувствовать?

- Да потому что даже на государственном уровне в последние 15 лет отношение к системе образования было неоднозначным. Помните, в середине 90-х в стране появились многочисленные «школы радости». Их смысл был в том, что в процессе учебы школьник должен был получать только позитивные эмоции. Двоек там не ставили. Не выучил теорему, ну и ладно, не расстраивайся, - иди погуляй. Я уверен: учеба - это труд, причем нелегкий. Ребенку хочется во дворе мяч погонять или у компьютера в «стрелялки» поиграть, а его в школу отправляют, да чтоб накануне уроки выучил. И это не только детей касается - учитель также должен идти в класс хорошо подготовленным и преподавать по единому стандарту, а вовсе не то, что ему вдруг в голову взбрело. Вдохновение, конечно, вещь хорошая, но есть обязательные учебные планы. Начальная школа у нас уже третий год работает по единому государственному федеральному стандарту, также готовы стандарты основной и старшей школы. Считаю, именно это и позволит повысить качество обучения. Кстати, министр Ливанов подчеркнул на совещании, что стандарт - не догма, мы его будем совершенствовать.

От ЗУН - к «школам радости» и обратно

- Новый министр российского образования провозгласил: школа должна готовить детей к жизни. Опять новый лозунг дня, опять «догоним и перегоним Америку»?

- Зря иронизируете. На совещании был нелицеприятный разговор о том, что сегодня мы проигрываем на международном уровне - по уровню компетентности. Сейчас, как не обидно, наша страна по качеству образования на 67-м месте в мире. В советское время мы были в первых строчках этого рейтинга. Почему? Да потому что на международном уровне эталон качества образования именно компетентность. Нет, это не потому, что российские школяры лентяи и двоечники. Наши зарубежные соседи признают: по математике и естественным наукам наши дети легко обходят иностранных сверстников. Но компетентность - это не только отличное знание предмета. Ты выучил закон Ома, но придя в магазин, не знаешь, что купить на обед. Ты изучил на обществознании принципы жизни в обществе, но теряешься при чтении предвыборной листовки? Вот мы, к примеру, годами постигали принципы дружбы народов, а толерантность у нас на нуле. В свое время господа реформаторы сломали принцип ЗУНов, которые были в образовании страны, а ведь расшифровывалась эта аббревиатура так: знания, умения, навыки. И появились в середине 90-х годов те самые «школы радости», где у каждого учителя была своя авторская программа. Только по истории, помню, было 93 учебника... А когда кто-то заикался о необходимости единых требований, это приводило в бешенство так называемых продвинутых педагогов. Тогда мы ликвидировали ЗУНы, а наши коллеги за рубежом взяли их на вооружение. Только назвали их по другому - компетентностью.

Вот пример. Прошлой осенью я разговаривал в одной из гимназий с десятиклассницами, которые твердо решили идти после 11-го поступать в медицинскую академию. А в качестве дополнительного бонуса к поступлению девчушки планировали поработать в больнице, устроиться на одну ставку санитарки вчетвером. Умные, хорошие ученицы, одна, кстати, шла на медаль. И вот я заинтересовался: вот завтра вы открыли дверь в больницу, а потом куда пойдете? И тут повисло молчание, они растерянно переглянулись. Оказалось, что ни одна из них даже не знала, что существует такая структура, как отдел кадров, о том, что надо писать заявление и как его писать…

Главное - диплом, а там посмотрим

- Что говорилось о сокращении тех вузов, которые, по словам нового министра, занимаются имитацией образования?

- Уже начата проверка эффективности всех вузов страны. Сегодня 80 процентов выпускников школ подают документы для поступления в высшее учебное заведение - лет сорок назад таковых было лишь 20 процентов. Результаты нашей абитуриентской кампании мы в министерстве на днях проанализировали. Они неутешительны: среди новоиспеченных первокурсников немало откровенных троечников. А потом мы хотим получить после окончания вуза грамотного специалиста. Чтобы он безопасно вел самолет, не утопил корабль, не зарезал бы на операционном столе пациента. Сейчас уже решается вопрос об отсеивании слабых вузов по критерию качества. Скорее всего будет закрыто около 20 процентов вузов и 30 процентов филиалов. Один из серьезных показателей - крайне низкий средний балл ЕГЭ поступивших, второй - слабый преподавательский состав. Если в вузе нет фундаментальной науки, чему там могут научить?

Забудьте о табуретках

- Министр Ливанов мечтает масштабно технологизировать школу. Это значит ученики на уроках труда, по-современному - технологии, будут, как раньше, усердно табуретки сколачивать?

- Прихожу я в профессиональный колледж, где готовят дизайнеров. Смотрю: хороший преподаватель, художник, и его аудитория - подростки. Но оборудования у него - только классная доска и мел. И вот с этим арсеналом средств он готовит дизайнеров - ландшафтных, производственных, жилищных. В тот же день, так уж вышло, довелось зайти в частную проектную организацию, хотел заказать ремонт в квартире. Взяли у меня там параметры жилья, через несколько минут приносят 5 вариантов. Изготовленных, понятно, с применением компьютерной техники. Так что сегодня нужны не табуретки, а настоящая технологизация учебного процесса в самом современном смысле.

- А что будет со школами, особенно малокоплектными? Их будут сокращать?

- Сегодня просто необходимо прекратить закрытие школ, в том числе и тех, где учатся один, два, три ученика. Мы в этом году закрыли в области шесть школ. Прошло это безболезненно, но больше я таких резервов не вижу. Даже если там очень мало учеников. У нас другой путь. Сейчас вносим изменение в региональный закон о финансировании образования - просто денег добавим именно малокомплектным школам. В городских школах норматив останется - 25 учеников в классе, и деньги на это выделяются.

Из секьюрити - в педагоги не получится

- Василий Филиппович, поговорим об учительских кадрах. Дмитрий Ливанов признался, что его шокировала цифра - лишь 5 процентов выпускников педагогических вузов идут работать учителями...

- Довелось мне как-то побывать в командировке в Нидерландах. Там все студенты проходят пятилетний учебный курс в университете. А затем тот, кто желает работать учителем, проходит еще год специализации в пединституте при университете. Причем в основном это - практика. Не теория, как мы, к примеру, читаем педагогику: от Песталоцци до наших дней, а именно практика в школе. Будущего педагога учат навыкам, а потом он сдает экзамены и идет в школу. И это - осознанный выбор подготовленного человека. А у нас как бывает? Приходит ко мне, случается, не очень молодой человек: «Знаете, я когда-то закончил пединститут, хочу работать в школе». Спрашиваю: «А сейчас чем занимаетесь?» «Да тружусь дежурным по залу в супермаркете»...

- Почему выпускники учительских факультетов выбирают работу в торговле, бизнесе? Выгодно?

- И выгодно, и легче, чем с детьми да с родителями работать. Но это тоже палка о двух концах. К примеру, взяли молодого выпускника факультета иностранных языков переводчиком, и он доволен. А потом проходят годы… Помню, как-то в Финляндии знакомая переводчица, которая закончила наш пединститут, буквально плакалась: «Помогите мне вернуться в профессию!» Она проработала за границей годы, уже в возрасте дама, а по статусу - все девочкой у бизнесменов на подхвате. Карьеры, роста никакого. А как ей помочь? В университет не возьмут, она без ученой степени, да и навыки преподавательские утратила, а в школу сама не хочет - боится не справиться.

- Чем привлечь сегодня молодых педагогов в школу?

- По-моему, главное - зарплата и условия труда. С первым в регионе вопрос решается, и неплохо. За август (хотя это не показатель, конечно, каникулы) в среднем зарплата педагога по области составила 35161 рубль.

- Но у молодого-то учителя тысяч 15...

- А как бы вы хотели? Молодые педагоги мне тоже на встрече недавно пеняли, дескать, в отношении них идет дискриминация. Не согласен. Где, в какой отрасли вчерашний выпускник института получает столько, сколько опытный специалист? И разве это справедливо? У молодого должна быть перспектива, это верно. Он должен расти по служебной и профессиональной лестнице, получать категорию - первую, высшую. Такого надо поощрять. У нас сегодня 40 процентов от фонда зарплаты - стимулирующие надбавки. А иначе будет уравниловка, а при ней сачки выигрывают, мы уже это проходили.

- А как быть с педагогами дошкольного и дополнительного образования, которые получают намного меньше?

- На совещании шла речь о том, что они в обозримом будущем также будут получать зарплату в среднем не менее, чем в экономике региона. Кстати, к 2016 году все дети должны быть обеспечены местами в детских садах. Хотя проблема есть и тут: сегодня, к примеру, в ЗАТО в детсады трудно найти воспитателей. Не идут офицерские жены, среди которых традиционно много дипломированных педагогов, в дошкольные учреждения работать. Не хотят. Трудно, хлопотно, ответственно.

ЕГЭ: любовь по частям

- Дмитрий Ливанов, у которого трое детей-школьников, считает, что школа будущего - это место, куда ребенок утром идет с охотой. А не беспокоит ли нового министра пропасть между элитными и обычными школами?

- В свое время мы серьезно работали над тем, чтобы сделать школы конкурентоспособными. В результате появились гимназии, лицеи, продвинутые интеллект-центры. А рядом существовали обычные средние школы. Никто не спорит, качество образования в гимназиях выше, идет строгий конкурсный отбор, и родители стремятся правдами-неправдами детей записать именно туда. Поэтому изменен федеральный закон об образовании. С весны этого года согласно закону ребенка записывают в первый класс в ближайшей по месту жительства семьи школе. Потому что иначе ситуация чревата социальным неравенством. В элитном образовании, как правило, учатся дети состоятельных родителей, а в обычных школах - ребята из семей с малым доходом. А ведь образование должно всем детям давать равные стартовые возможности. Элита должна быть открыта и для входа, и для выхода. Министр образования прав, когда говорит, что надо подтянуть все школы до уровня передовых.

- Трудно...

- Но возможно. Я все время привожу в пример Терский район. Умбская средняя школа в последние годы неизменно занимает передовые позиции по уровню и качеству учебного процесса. Хотя несколько лет назад никто о ней и не слышал.

- Давайте коснемся больной темы - ЕГЭ. Над вопросами из КИМов - контрольно-измерительных материалов - не потешались только ленивые. Особенно отличилась литература. Вот вопрос: «Познали ли герои «Евгения Онегина» любовь?» Варианты ответов: познали, не познали, познали частично. Одна моя коллега решительно написала - познали!!! Ведь счастливая или безответная любовь все равно - любовь. Ошиблась. Правильный ответ - познали частично.

- Было дело, я самонадеянно пытался публично сдать (все же по жизни был отличником да еще и кандидат наук) ЕГЭ по истории перед коллегами и потерпел фиаско. Споткнулся на первом же вопросе: «Сколько евреев было в России в XVIII веке?» И варианты ответов. Но нас, когда мы учились, да и сегодняшних учеников никогда это не интересовало!

Конечно, вопрос о ЕГЭ на совещании обсуждался очень активно. По мнению министра Ливанова, ЕГЭ останутся. России нужна национальная система проверки школьных знаний. Она должна быть общей: что на Сахалине, что в Калининграде ученик должен проходить через единую систему требований. В этом залог единого образовательного пространства, которое мы сегодня создаем. Но конечно же, КИМы будут совершенствоваться, хотя и сегодня эти материалы, скажем по математике, практически вопросов не вызывают. Ну а что касается литературы, естественных наук - над этим будут работать специалисты.

Нина АНТОНЯН