Команда «Землеведы-2012» из Минькинской коррекционной специальной школы-интерната заняла первое место в конкурсе на лучшего репортера виртуальной школьной естественно-научной лаборатории «ГлобалЛаб». Кроме Почетной грамоты ребята заслужили приз - видеокамеру.

- Ребята, почему вы стали землеведами? - спрашиваю у школьников из Минькина.

- Нам нравится изучать свой край, свое Заполярье, - отвечает восьмиклассница Лиза Смирнова.

- А конкретно?

- Конкретно: вышел из школы, и уже столько интересного вокруг, - вступает в диалог Влад Овсянников. - Мы изучаем особенности почвы, температурные режимы. Высоту снежного покрова измеряли. Знаем, какие птицы вокруг летают, какие животные у нас водятся. И обо всем этом рассказываем на своей веб-страничке на сайте «ГлобалЛаб».

«ГлобалЛаб» - международный научно-исследовательский проект для детей, который существует уже более двадцати лет. По сути - это уникальная рабочая площадка для тех, кто хочет узнать, как делается наука, задавать природе свои собственные вопросы и получать на них ответы. Российские школьники участвуют в международном проекте девятый год, а ученики Минькинской школы-интерната - последние пару лет. Вроде срок небольшой, но они уже успели заявить о себе.

А приобщила их к исследовательской работе педагог Минькинской школы Людмила Гапенкова. Вот уже почти двадцать лет она работает учителем географии в школе и признается, что основная ее цель - показать ребятам многообразие и красоту нашей планеты, привить им любовь к родному Заполярью. Под ее руководством команда школьников из Минькина создала свою веб-страницу в «ГлобалЛабе», активно работали и, когда узнали, что объявлен конкурс на лучшего репортера, решили принять в нем участие. Хотелось рассказать в школьной и «большой» прессе, а также на радио, телевидении, в блогах и на интернет-порталах о своих исследованиях, друзьях, которые появились у них в сети «ГлобалЛаб», о планах на будущее. И юным любителям природы из Минькина это удалось.

Свои репортажи с опытных участков, с площадок, где проводились исследования, самые интересные фотографии ребята выкладывали на своей страничке «Землеведы-2012». И любой ученик любой школы России и других стран мог познакомиться с их работой.

- На нашем опытном участке за территорией школы на сопке мы изучаем растения, рельеф, почву, толщину плодородного слоя, влажность, - рассказывает Людмила Петровна. - Причем пробы берем весной и осенью.

- Но я поняла бы интерес ваших подопечных, если бы они собирались в будущем стать экологами, биологами, - говорю после общения с ребятами. - Однако Олег мечтает о карьере адвоката, Лиза хочет стать модельером. Зачем им столь глубокие профильные занятия по географии, биологии?

- Просто интересно, - вступает в диалог Олег Тиркия.

- Наша школа находится в удивительном месте, - вмешивается Лиза. - Вот смотрите, мы изучаем на уроке водоемы, окно открыли - перед нами Кольский залив. Вот он - на ладони. Он - часть Баренцева моря, часть Северного Ледовитого океана. А два раза в сутки тут отлив и прилив, и мы все видим своими глазами.

- Просто живая программа по географии, - улыбается Людмила Петровна. - Но, конечно, мы не укладываемся в факультативный час в неделю. Вместе с ребятами разработали экологический маршрут: школа, залив, родник, речка Горячий Ручей. И мы ходим по нему со школьниками, наблюдаем, когда ледостав начинается на реке, все это пишем в рабочий журнал, отправляем на сайт в «ГлобалЛаб». И в этот же день ученики из других школ России и не только пишут нам, есть ли у них лед на реке. Ну, скажем, из Астрахани, Белой Церкви. Потом все это соединяется в единое исследование. Много времени уходит на измерения, расчеты, обработку данных.

И все-таки. Несмотря на победу в престижном конкурсе, не все его финалисты собираются стать журналистами или географами. К примеру, Влад Овсянников уже поступил в кадетскую школу в Мурманске и свое будущее связывает с МЧС или службой в полиции. Кстати, в свое время в Минькинскую СКОШИ он попал с большими речевыми проблемами и прочной «парой» по русскому языку. У Влада была выявлена дисграфия - не столь уж редкое нарушение в наше компьютеризированное донельзя время. Говорил паренек хорошо, а вот писал со множеством ошибок, порой нелепых. Однако за годы, проведенные в Минькинской школе, усидчивый и целенаправленный мальчишка вышел на твердую четверку по русскому языку, учится вообще без троек. А от дисграфии не осталось и следа. Дима Купко - неугомонный, всегда готовый отправиться в очередной исследовательский поход паренек, еще не решил, кем станет. Может быть, кстати, и экологом. Во всяком случае, с видеокамерой в руках можно еще успешнее изучать родной край. Тем более что Минькинская школа и ее окрестности, как выяснилось, - самое лучшее наглядное пособие по экологии Кольского Заполярья.

Фото: Лев Федосеев
Нина АНТОНЯН