Стоит ли размышлять о будущем? Обязательно - уверены философы, социологи и прочие гуманитарии, хотя как раз они-то знают, что перспективы никогда невозможно предсказать точно. И тем не менее…

- Мы не знаем, какое нас ждет будущее, но создаем его уже сегодня, - говорят организаторы «Гуманитарной битвы» - интеллектуального открытого регионального турнира для старшеклассников, что с успехом уже в третий раз проходит в Кольском филиале ПетрГУ.

Здесь юношей и девушек заставляют задумываться, рассуждать о жизни и планах - своих и будущих детей. Да, собственно, и само состязание - это часть большого сражения за будущее, за умную молодежь. На этот раз в нем приняли участие свыше 100 человек из Мурманской области, Республики Карелии, а также Улан-Удэ.

«Гуманитарная битва» - комплекс конкурсных мероприятий для учащихся 8-11-х классов, состоящий из заочного и очного этапов. На заочный все желающие присылают эссе на заданную тему, которая в этом году была сформулирована так: «Будущее начинается сегодня». Ребятам предлагалось поразмышлять о перспективах города, семьи или школы, где станут жить и учиться их дети.

По результатам заочного испытания часть конкурсантов допускают к очному этапу - интеллектуальным и творческим состязаниях в сфере гуманитарных и социальных наук. «Фронтовые баталии» (не забываем, что это «битва»!) разворачиваются на логико-философском, лингвистическом, юридическом, социально-историческом и риторическом полях.

Кстати, риторическое ристалище провели впервые, и оно признано самым трудным - не все смогли его пройти! Каждому участнику дали тему для рассуждения (о добре, справедливости, честности, прочих добродетелях), предупредили о запрете на слова-паразиты «вот» и «ну» и обязательном использовании в своем спиче выражения кого-либо из мыслителей. И… в бой! На речь отводилась минута, и эти шестьдесят секунд не были легкими! Некоторые сдались сразу, но большинство все же попробовало собственные силы в риторике.

Завершило «битву», как и положено, «генеральное сражение» - командный конкурс проектов. Тема нынче оказалась необычной: ребят попросили рассказать о школе… без будущего, школе дураков. В науке такой метод называется доказательством от противного, почему бы и нам не попробовать, рассудили организаторы. И вызвали интерес собравшихся.

Команда-победительница, в которую вошли юноши и девушки из Апатитов, Петрозаводска и карельского поселка Новая Вилга, поведали о школе, где обучают пустой трате времени, где царит анархия и где главным аргументом в любом споре становится оскорбление…

Тройку главных призеров определили по сумме набранных очков, наградили и победителей каждого этапа. Благодаря активной поддержке спонсоров - местных торговых фирм и организаций - призовой фонд получился довольно «увесистым», лидеры и лауреаты остались довольны. Первое место заняла Анастасия Харинская, одиннадцатиклассница школы № 7 Кировска, второе место - у десятиклассника из Лоухов (Республика Карелия) Самвела Косяна, третье - у ученицы 9-го класса школы № 1 Кандалакши Серафимы Митюковой.

- Это было необычайно интересно! - поделилась впечатлениями Настя Харинская. - Особенно риторика! Я люблю поговорить, выступлений не боюсь, поэтому трудным для меня это не показалось. Хотя в то же время сознаю, что есть над чем работать в своей речи, да и вообще над собой надо работать постоянно.

Настя узнала о грядущей «битве» в Гуманитарной школе, которая второй год действует для старшеклассников при КФ ПетрГУ, и не пожалела об участии, оно дало новый интересный опыт. Девушка собирается стать психологом и прилагает все силы, чтобы как следует подготовиться к поступлению в вуз и вообще - к выбранному поприщу.

Эссе Насти, посвященное будущему семьи, кстати, еще раз позволяет убедиться, насколько это уже зрелый, думающий человек, берущий на себя ответственность за то, что происходит и что предстоит в жизни.

- Будущее - изнанка настоящего, - рассуждает руководитель гуманитарной школы КФ ПетрГУ и главный организатор «битвы» кандидат психологических наук Илья Балымов. - Читая работы, мы ясно видим, что тревожит их авторов.

С этой точки зрения сегодня это бытовые и экономические сложности, а также кризис традиционных ценностей - если говорить о семье, шаткость социальной и культурной жизни, экологические проблемы - если говорить о городе, шаблонность и скука - если говорить о школе…

- В своих эссе ребята стараются дать «картинку» идеального будущего, но каким путем достигнут весь этот небывалый технический прогресс и «перевоспитанный человек» - остается за кадром, - констатирует Илья Балымов. И подводит итог:

- Природа человека и общества такова, что каждая решенная проблема порождает одну, а то и несколько, зачастую еще более сложных. Каждый полученный ответ вызывает к жизни новый вопрос. Но значит ли это, что нужно перестать решать проблемы и искать ответы?

Вопрос звучит риторически. Понятно, «Гуманитарную битву» намерены продолжить. А мне вспомнилось, что концепция местной Школы Сколково родилась в свое время именно в стенах КФ ПетрГУ. О будущем здесь размышляют весьма профессионально.

Зоя КАБЫШ, Апатиты.