Ее «жаворонковое» утро начинается на рассвете с обязательной зарядки. Такая привычка у Натальи Корнеевой, офицерской дочки, связавшей свою жизнь с отдаленным гарнизоном под Оленегорском.

А ведь поворотов-то в судьбе было немало - родилась в Оленегорске, но потом семья «служила» с отцом в Латвии, Твери, других местах. В середине 80-х годов прошлого столетия вернулись в Заполярье, так что школьные годы чудесные - 9-10 классы - провела в поселке Протоки, который стал родным.

Профессию педагога Наталья Юрьевна получила в Мурманске, на Севере и любимого человека встретила. Родители давно переехали в Санкт-Петербург, а дочь увлеченно учительствует в поселковой школе уже 22 года.

- За свою профессиональную жизнь я ни разу не пожалела, что выбрала педагогику и осталась работать в своей школе, - говорит Наталья Корнеева. - Мне нравится учить детей русскому языку и литературе, вкладывать в них знания. А какая радость, когда твои ученики хорошо сдают экзамены, поступают в вузы. У человека сбывается мечта, и ты помогаешь ему на пути к ней. С некоторыми ребятами поддерживаем отношения и в дальнейшем. Например, моя ученица поступила в Санкт-Петербургский государственный университет на факультет журналистики - мы и поныне общаемся.

Она очень современный педагог, про таких говорят «идет в ногу со временем». Точнее, Корнеева даже «бежит»: любит учиться, быть в курсе инновационных проектов, занимается научной работой, много публикуется - ее статьи на специальном педагогическом сайте одни из самых читаемых и обсуждаемых. Продолжает образование в аспирантуре Мурманского государственного гуманитарного университета.

Это только географически ее школа в «отдаленке». Корнеева объединяет коллег «большого Оленегорска», возглавляя городской методический совет филологов, активно сотрудничая с мурманскими педагогами. В городе горняков традиционно высокий уровень словесников, у которых, что называется, в крови стремление к повышению профессионального мастерства.

- Я с удовольствием занимаюсь работой с коллегами, тем более что чувствую поддержку со стороны городского комитета по образованию и администрации школы, - говорит моя собеседница. - Благодаря давнему тесному сотрудничеству с кандидатом педагогических наук, доцентом института развития образования Ольгой Константиновной Дмитриевой и моим университетским преподавателем Любовью Анатольевной Ротаряну я организую областные семинары здесь, в Оленегорске. Надо ли говорить, как это важно для учительства небольшого города: люди имеют возможность поднимать свой профессиональный уровень, общаться с замечательными специалистами, обсуждать интересующие их темы.

Замечаю, что Наталья Корнеева - не жадный до славы человек: о чем ни говорит, все других благодарит. Вот в сентябре в Оленегорске состоялся конкурс чтецов «Мое Заполярье», посвященный 70-летию разгрома немецко-фашистских войск на Кольской земле.

- Мои 10-11-классники заняли первое и второе места. Не могу не поблагодарить от имени земляков организатора конкурса Светлану Чемоданову, руководителя МДЦ «Полярная звезда»: 87 чтецов, нелегкая тематика, а прошло все просто замечательно.

- Гуманитарные предметы сейчас в школе урезаны, часы сокращены. Как вы считаете, можно выпустить в этих условиях образованных учеников? - спрашиваю педагога.

- Конечно, это мало: литература - три часа в неделю, на один час меньше, чем было, - признает филолог. - К тому же большинство нынешних детей, к сожалению, обленились, не привыкли самостоятельно добывать информацию: «потребляют» только то, что даст учитель. Но словесник должен научить ребят грамотно излагать мысли, поэтому занимаемся дополнительно на факультативе. И вот что интересно - хотя посещение таких занятий по желанию, приходят практически все.

- Как ваши домашние оценивают столь серьезную занятость?

- Настя с детства привыкла видеть мамину спину, - улыбается Наталья Юрьевна. - Сейчас она студентка мурманского вуза, мы с ней большие друзья. А как к работе моей относятся? И дочка, и муж, и родители гордятся, что я у них такая. Нам всегда интересно друг с другом.

- Наверное, за это время появились какие-то свои изюминки? Переходящий из одного в следующий учебный год опыт?

- Конечно, есть свои секреты. Например, люблю снимать на видео открытые уроки, чтобы потом самые интересные моменты использовать в работе. Так, ролик по теме «Омонимы» неизменно с большим интересом воспринимается детьми. То, что заложишь в игре, не забудется: посмеялись и на всю жизнь запомнили про овсянку - кашу и птичку. И омонимы выучили, - делится Наталья Юрьевна.

- Дети отдаленного гарнизона, наверное, отличаются от школьников больших городов?

- Несомненно. Наши ребята более домашние, что ли. Но без индивидуального подхода все равно не обойтись. Тем более в старших классах. Разговариваем, обсуждаем, учимся понимать литературное произведение. Например, оды Михаила Ломоносова сейчас очень актуальны, они формируют в детской душе истинные ценности.

- А ваша любимая настольная книга?

- Постоянно перечитываю «Мастера и Маргариту» Булгакова, люблю поэзию Андрея Дементьева.

Наталья Корнеева - педагог в формате XXI века. Поэтому нисколько не удивляет, что именно она вошла в число победителей конкурса «Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков». Наша землячка будет представлять Кольский край в очном этапе мастер-класса с 17 по 20 ноября в Москве. Целью мероприятия является демонстрация инновационных элементов методики преподавания языков народов России.

Говорим о готовности к конкурсу высокого уровня. Вижу уверенного и увлеченного человека, никакого предстартового мандража.

- Покажу то, как работаю. Повезу не «показательные выступления», а свой реальный опыт. Знаете, мне очень интересно побывать среди коллег со всей страны - творческий потенциал отечественного учительства неиссякаем. Я в этом уверена.

Татьяна ПОПОВИЧ. Оленегорск.