Творческий человек с принципиально новой культурой мышления - вот какой образ выпускника должен сформироваться за годы обучения в школе, колледже и вузе. И не столько новый закон об образовании требует этого, сколько время заставляет так готовить юношей и девушек к жизни, чтобы их конкурентоспособность была на высоте.

В последнее время мир стал меняться скорее, чем происходит смена поколений. Полученные знания быстро устаревают. Поэтому так свежа нынче идея непрерывного образования.

Насчет школьников все понятно: учиться, учиться и еще раз учиться - известное всем высказывание актуально сейчас как никогда. А как насчет тех, кто учит, кто должен формировать человека уверенного в себе, интеллигентного и культурного? Ведь ученик нового типа может появиться только у педагога нового типа. И это - забота Института развития образования. Учреждение с таким названием появилось в Мурманске почти год назад, хотя институт празднует уже 75-летие. Раньше он назывался Институтом повышения квалификации работников образования и культуры, а еще раньше - Институтом усовершенствования учителей.

Как и в чем изменилась его деятельность, какова его востребованность и что представляет собой современный педагог, об этом наш разговор с ректором института Надеждой ТКАЧ.

- Какое участие в развитии образования принимает ваша организация сегодня?

- Мы являемся не только обучающей организацией, но и центром научно-методического и организационно-методического обеспечения развития регионального образования. Обучение ведется по 70 программам, отвечающим современным требованиям. В 2014 году повышение квалификации в стенах нашего учреждения прошли 6500 человек, что соизмеримо с деятельностью крупного вуза. Это свыше 50 категорий педагогических и руководящих работников системы образования, свыше 60 категорий работников культуры, социальной сферы и педагогов учреждений здравоохранения.

- Надежда Федоровна, а какие направления деятельности являются приоритетными?

- Приоритетной является подготовка к введению и реализации государственных образовательных стандартов. Кроме того, институт осуществляет научно-методическое сопровождение программы Мурманской области «Развитие образования», организует научно-методическое сопровождение деятельности 18 образовательных учреждений, получивших в этом году статус региональной инновационной площадки.

- Какого вида инновации отрабатываются в нашем крае?

- Институт сопровождает деятельность 49 пилотных площадок по введению ФГОС дошкольного образования, 67 - основного общего образования, 2 - начального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также 7 стажировочных площадок по введению ФГОС начального образования, 4 - по актуальным вопросам воспитания школьников, 3 - по использованию электронных средств обучения, 2 - по управлению качеством общего образования и так далее.

По итогам конкурса Министерства образования и науки России нашему институту присвоен статус федеральной инновационной площадки по теме «Независимая общественная оценка качества общего образования как элемент государственно-общественного управления».

- Участвует ли институт в воспитании подрастающего поколения?

- Это очень важное направление. Мы осуществляем научно-методическое сопровождение реализации мероприятий, направленных, в частности, на профилактику безнадзорности и правонарушений, суицидального поведения у детей, предупреждение межнациональных конфликтов, профилактику наркомании и алкоголизма в молодежной среде. По этим вопросам тесно контактируем со специалистами федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, областного наркодиспансера, центра по профилактике и борьбе со СПИДом.

- И все-таки: новый образовательный стандарт предъявляет конкретные требования, касающиеся подготовки выпускника к жизни. Да и нынешние выпускники уже не те, что были несколько лет назад. Школьники изменились, а как изменился учитель?

- И учитель сегодня уже не тот, что был раньше. Во-первых, от старшего вожатого до директора - все должны владеть информационными технологиями. Без компьютерной грамотности сегодня невозможно. Ведь с начальной школы рабочее место учителя полностью автоматизировано: интерактивная доска, электронный классный журнал, электронные учебники и так далее. Изменился и подход к преподаванию. Если раньше он был авторитарный - педагог буквально вкладывал знания в головы школьников, не раскрывая секрет, откуда сам все узнал. Теперь же он объясняет и показывает ученику, как добыть знания. Важнейшим фактором развития образования является как раз формирование у ребят умения учиться самостоятельно с использованием информационных технологий.

Постоянно учатся и сами учителя. Сейчас курсы повышения квалификации рекомендуется проходить раз в три года, а не в пять лет, как прежде. Можно и чаще, если есть желание.

С 2015 года будут вводиться новые профессиональные стандарты деятельности педагога. Школы готовятся к введению этих стандартов. В них выделены квалификационные характеристики преподавателей математики и русского языка. Это свидетельствует об особом отношении к этим предметам, о важности качественной подготовки учащихся по русскому и математике.

Вообще именно в эти годы произошли буквально революционные преобразования в требованиях к кадрам. И ответственность за эти преобразования лежит на нашем институте: мы должны сформировать у учителя новые компетентности - успешно реализованные в деятельности знания и умения, которые помогут достичь новых результатов образования.

Но образ учителя-одиночки, будь он хоть трижды новатором, уже несовременен. Для достижения цели - формирования выпускника нового типа - необходима слаженная работа всего коллектива: директора, учителей, старших вожатых, классных руководителей, психологов и т. д.

- Как вы оцениваете роль своего института в современном процессе развития образования? Ведь педагог, как и ученик, может повышать свою квалификацию без вашей помощи, добывая знания с помощью компьютерной мышки.

- Да, было время, когда мы думали, что с развитием всеобщей компьютеризации станем не нужны. Но все оказалось наоборот. Мы очень востребованы. К нам обращаются из многих муниципалитетов области за помощью. Педагогам необходимо профессиональное общение с коллегами, чтобы видеть и изучать наиболее эффективный опыт. В целом педагогическое сообщество нуждается в организации опережающей практики, которая рождается в исследовательской и экспериментальной работе. Обеспечение этой деятельности - забота института. Мы чувствуем сейчас второе дыхание. Нам 75, а как заново родились.

Беседовала Галина ДВОРЕЦКАЯ