Что принес новый ФГОС?

Какое же знакомое и комфортное здание № 39 по улице Баумана для юных мурманчан с проблемами слуха или зрения. Здесь даже тотально слепые и полностью неслышащие ребята чувствуют себя уверенно, как дома. Это и есть их дом, второй после родного, где они проводят большую часть времени. Мальчишек и девчонок учат, воспитывают, лечат, способствуют их социальной адаптации и интеграции в общество. А 1 сентября первоклассники начали заниматься по программам федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Введение этих ФГОС несет глобальные изменения для учреждений коррекционного образования, отмечают специалисты. Ведь раньше их воспитанники учились не по стандартам, а по программам, разработанным для разных групп детей с определенным нарушением здоровья. Теперь особый ребенок должен получать такое же образование и в том же объеме, что и в обычной школе. Но, естественно, с применением специальных методик, оборудования и так далее.

С прошлого года два наших коррекционных учреждения участвуют в федеральном проекте по апробации нового стандарта. Пилотными площадками стали мурманская школа-интернат № 3 для детей с проблемами слуха и зрения и минькинская школа-интернат для ребят с тяжелым нарушением речи. Эксперимент рассчитан на три года. В 2014-м наращивалась материально-техническая база, закупалось оборудование, создавалась доступная среда, педагоги постигали концепцию новых стандартов, согласовывали с минфином свои действия, высказывали замечания. В нынешнем - уже есть силы стать стажировочной площадкой для коллег со всей России.

Черный квадрат на стене

В мурманскую специальную коррекционную общеобразовательную школу-интернат № 3 мы с фотокором и заглянули. Просматривая накануне ее сайт, я обратила внимание на программу развития, составленную в 2011 году. Там было указано, что «...образовательный процесс незрячих и слабовидящих детей оснащен на одну десятую всех технических средств, необходимых для получения полного общего образования... Учреждение нуждается в создании безопасной здоровьесберегающей среды особенно для детей с нарушениями зрения.»

И как же все сказочно изменилось через три года.

Вот эту сказку, претворенную в жизнь, мы и увидели буквально с порога школы. Это и тактильные плитки под ногами - дорожки для слепых, которые ведут, куда надо, предупреждая о поворотах. Таблички со шрифтом Брайля на каждом классе, дублирующие надписи «Кабинет ЛФК», «Кабинет информатики», «Кабинет музыки», «Кабинет начальных классов» и так далее. Даже план эвакуации при пожаре - не просто схематическая картинка: куда бежать, если что случится, а мнемосхема, исследовав пальцами которую, можно получить нужную и важную информацию. Стоят в холлах специальные терминалы, которые содержат исчерпывающие сведения о расписании уроков, кружках, графике работы администрации. Причем в видео- и аудиовариантах. Лишенные слуха это прочтут, слепые и плохо видящие услышат.

Все кабинеты оборудованы электронной техникой. Здесь и интерактивное место учителя, и действующие многофункциональные системы, и беспроводная звукоусиливающая аппаратура.

- Видите черный квадрат на стене? - спрашивает нас директор школы-интерната Ева Садовская. - Это - инфракрасный помощник, который помогает вычленить речь, сделать ее более разборчивой для детей, пользующихся слуховым аппаратом.

А в кабинете информатики тотально слепые ребята сидели в Интернете. У них клавиатура с рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, что позволяет искать интересующую информацию, самим набирать тексты. Применяются и специальные программы, которые информацию озвучивают голосом.

Показали нам также сканирующую читающую машину, заложив в которую любую книжку, например, сказки, можно ее послушать. Здесь даже электронная лупа есть для слабовидящих.

И учиться, и лечиться

Две Яны, Настя и Максим склонились в библиотеке над толстыми книгами. Чем увлечены? Настя бегло, заскользив пальцами по странице, прочла нам отрывок из «Семнадцати мгновений весны». Максим листал журнал «Наша жизнь», который издает Всероссийское общество слепых.

Как рассказывают педагоги, эти ребята активно участвуют в разных школьных олимпиадах и выигрывают их.

- Ой, еще аудиометр новый не показали, - спохватывается Ева Садовская и ведет нас уже не в учебные, а лечебные кабинеты, где находится диагностическая, коррекционная и прочая аппаратура.

В общем, приборами, аппаратами, помогающими и учиться, и лечиться, школа-интернат насыщена до такой степени, о которой три года назад даже не мечтали. Став же пилотной площадкой по введению новых ФГОС, получили финансирование из федерального и регионального бюджетов не только на современное учебное оборудование, но и на создание доступной среды.

При таких-то возможностях у детей, полностью или частично лишенных слуха и зрения, значительно расширяются границы познания мира, границы общения. Да и жизнь становится комфортнее.

- Одна мамочка перевела к нам ребенка из общеобразовательной школы, у него проблемы со зрением. Говорит: и слава богу! Уж больно ей все здесь понравилось, - рассказывает Ева Садовская в ответ на мой вопрос, хотят ли родители воспитанников школы-интерната отправить своих чад учиться вместе с обычными ребятами.

Сейчас в России развивают систему инклюзивного образования, для этого в детсадах и школах создают соответствующие условия. Пока родители больше доверяют коррекционным учреждениям с их богатым опытом и, как видим, обновляющейся материально-технической базой. Что будет дальше, покажет время. Оно настолько быстро меняющееся, что наперед сказать ничего нельзя. Явно одно: жизнь инвалидов становится лучше.

Галина ДВОРЕЦКАЯ