- В школе мы ходили везде! Было много кружков, и в каждом хотелось себя попробовать - от пения и танцев до авиамоделизма, - вспоминает свои школьные годы педагог дополнительного образования снежногорского Дома детского творчества «Дриада» Роман Рзаев.

В начале ноября он представлял наш край во всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» и занял третье место в технической номинации.

Мы встретились с Романом Александровичем в областном центре детского творчества «Лапландия». Шли региональные соревнования по робототехнике, в которых участвовали и его подопечные из «Дриады». Пока ребята корпели над полученными заданиями, он рассказывал мне о красноярском конкурсе, о том, как стал учителем, о своих учениках.

Родители переехали из Тольятти, где он родился, в Снежногорск, когда ему было три года. Так что на Севере он провел свои школьные годы, пробуя силы в многочисленных снежногорских кружках. Все привлекало, все хотелось испытать, но в вуз поступил в Тольятти на механико-радиотехнический факультет. Потом пять лет работал в научно-техническом центре «Автоваза». Женился на землячке из Снежногорска. Пометавшись между берегами Волги и Баренцева моря, молодые Рзаевы осели на Севере.

Он искал инженерную работу, и однажды попался на глаза начальнику управления образования. В тамошний учебно-производственный комбинат как раз требовался специалист по компьютерам. Начал работать инженером, но тут заболел педагог, заменить было некому, попросили его. Так он впервые встал к учительскому столу. Раз подменил, два... Его и оставили в педагогах. Учил компьютерной грамотности и взрослых, и детей. Потом преподавал в филиале кооперативного техникума. Однажды пригласили в центр дополнительного образования (сейчас, после объединения двух учреждений, это Дом детского творчества «Дриада»), чтобы разобраться со вновь полученным оборудованием - леговским конструктором. Разобрался - и остался. Стал вести робототехнику.

- Смотрю, вроде получается, - рассказывает он.

Сначала был единственным преподавателем робототехники, сейчас их двое. Второй - бывший ученик, когда-то учился у него в кооперативном техникуме.

И вот уже много лет работает Роман Александрович в «Дриаде». Возраст воспитанников разный.

- Отличие от школы в том, что к нам приходят дети, которые хотят заниматься именно в этой сфере, - объясняет Рзаев. - Обязаловки здесь нет. Кто-то, бывает, разочаруется и больше не появляется. Зато с теми, кто остается, работать одно удовольствие.

У Рзаева трое детей. Старший сын Николай учится на первом курсе института в Дубне. Изучает фундаментальную информатику.

- Я там уже плохо понимаю, - честно признается отец. - Он гораздо глубже пошел.

А до этого Коля посещал кружок, который вел папа, осваивал робототехнику - и конструирование, и программирование. Участвовал в конкурсах, олимпиадах и выигрывал. Потому что очень нравилось.

Одиннадцатилетняя дочка Лиза, как сказал Роман Александрович, похаживает в кружок робототехники. Пока еще приглядывается, примеряется - может, и в чем-то другом себя искать станет. Кстати, учится в музыкальной школе, играет на виолончели. Да и Коля окончил музыкалку по классу флейты. Папа-то в детстве тоже пытался все попробовать включая музыку. Ну а младший сын, девятилетний Михаил, - каратист. Но тоже «в робототехнику» ходит и друзей, одноклассников к ней приобщил.

Не только мишины одноклассники заразились. В других городах, входящих в ЗАТО Александровск, тоже загорелись идеей. В Полярном кружок робототехники уже действует. И в Гаджиеве предпринимаются попытки создать, поскольку желающие есть. Двое школьников даже ездили на занятия в «Дриаду», но в другой город много не наездишься.

Чем вообще этот вид технического творчества полезен школьникам? Тем, рассуждает собеседник, что, применяя знания, полученные на уроках математики, физики, химии, информатики, они создают что-то новое, претворяют свои замыслы в жизнь. Человек тогда учится осознанно. Понимает, что и математика, и другие точные науки вовсе не скучны - это инструменты, с помощью которых можно горы свернуть.

Роман Александрович настолько вдохновенно рассказывал о робототехнике, что, на мгновение забыв про свой возраст, и я захотела записаться в такой кружок: интересно же! Так же он и мальчишек и девчонок вовлекает в мир техники. Техники, которую можно программировать, подчинять своей воле.

Кстати, я его спросила, с кем легче заниматься: со старшими или с младшими, с мальчишками или девчонками. Оказалось, самые благодарные ученики - это самые юные: глаза по блюдцу, всё жадно впитывают. Старшие сдержаннее, но с ними можно решать задачи посложнее, обращаться к разным интересным вещам. Девочки более аккуратны в работе, и это помогает, в том числе на соревнованиях.

Ну и о конкурсе «Сердце отдаю детям». Роман Рзаев выиграл областной этап и заочный конкурс всероссийского этапа. В технической номинации в числе десяти отобранных со всей России кандидатов попал в финал, который проходил в Красноярске. Там и завоевал третье место. Поначалу, говорит, страшно волновался: соперники были довольно сильные. И он очень благодарен местным ребятам, с которыми проводил открытый урок. Их ему дали из хореографического кружка - танцоров. Но все станцевалось отлично. Ученики не подвели, урок усвоили.

Галина ДВОРЕЦКАЯ