"Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом", - советовала популярная в начале 90-х годов песня из репертуара Эдиты Пьехи. Как выясняется, семейные снимки интересуют не только нас самих, они еще и объект исследований. О чем же "рассказывает" фотография ученому? Спросим об этом у главного научного сотрудника Центра гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН, доктора исторических наук Ирины Разумовой.

- Ирина Алексеевна, если раньше семейный альбом действительно был один, то теперь их нередко около десятка, не говоря уж об изображениях на цифровых носителях, которые пересчету не поддаются. Дело только в развитии техники или это отражает какие-то важные изменения в жизни общества?

- Фотография пришла в жизнь человека во второй половине ХIХ века, начиналась прежде всего как портрет и постепенно превратилась в принадлежность быта в целом. Действительно, с течением времени меняются содержание и характер того, что запечатлено, меняются ситуации, в которых принято фотографироваться.

Раньше это являлось целым событием для семьи: все одевались нарядно, шли в фотоателье... Одна женщина рассказала мне, почему на снимке 30-х годов прошлого века выглядит такой расстроенной. Оказывается, нечаянно запачкала платье, в которое девчушку нарядили перед походом в фотоателье, был большой скандал, который она помнит до сих пор. Теперь мы наблюдаем иную ситуацию: люди стараются запечатлеть любое мгновение, без всякого позирования. Человек осознал ценность каждого мига жизни, безмятежной повседневности.

- Невольно отмечаешь, как отличаются по духу фотографии одного и того же жанра, например, портреты столетней давности и нынешние?

- Да, по старинному снимку можно даже определить, принадлежит семья к духовенству или светскому обществу. Если это семья священника, то ее глава обязательно сидит в центре, а супруга стоит рядом. На портрете светской семьи оба супруга либо сидят, либо стоят рядом.

По фото можно также проследить, как меняется семья, ее структура. Важно, кто размещается в центре, кто на периферии. Раньше в центре снимка обязательно были старшие, по бокам или сзади - среднее поколение, по краям дети-внуки, и только младенец - на коленях взрослых. В настоящее время меняются приоритеты: в центре - ребенок, по краям - восхищенные им родители. В фотографии нашла отражение детоцентричность современной семьи.

- Есть ли какие-то традиции в современном семейном фото?

- Традиционное отношение к фотографии сохраняется. Запечатлены должны быть основные моменты жизни, ритуально значимые - бракосочетание, совершеннолетие детей, выпускной вечер, а также победа в соревнованиях кого-либо из близких, моменты досуга...

Фотография представляет символический образ семьи. По снимкам можно судить, что для людей является главным, что хранят в своей памяти и что хотят оставить потомкам. Несмотря на изменения в жизни общества, сохраняются типовые образы семейной идиллии: например, все - за накрытым столом. Самовар на даче, ковер на стене в городской квартире, даже домашние животные - это традиционные символы семейственности.

Фотографируют и детей. И тут фотография впитывает в себя значения традиционной культуры: скажем, многие соблюдают табу на изображение детей до полугода. Как правило, в тех семьях, где малышей до этого возраста не показывают чужим. Эти запреты переносятся на современные реалии с учетом как раз смысла фотографии, которая воспроизводит мир, удваивает его, а это страшно, потому что у человека появляется своего рода двойник. Подсознательно мы до сих пор воспринимаем портрет как двойник человека. Кто из нас хоть раз в жизни не рвал в сердцах изображение того, кого хочет вычеркнуть из своей жизни?! С этим же связаны целительские и магические практики, когда манипуляции производят именно над снимком человека...

- Ну, как раз запрет фотографировать малыша сейчас мало кто соблюдает, в продаже есть альбомы, куда в том числе предлагается вклеить изображение ребенка в утробе матери - результат УЗИ. А вы говорите, до полугода...

- Во все времена есть люди с традиционно-мифологическим и рационально-практическим сознанием. Вторые нередко принимают на себя роль революционеров, хотя нарушителями традиции при этом не воспринимаются.

Сейчас они фотографируют ребенка в утробе матери, а несколько десятков лет назад они же ввели, например, новые элементы в структуру погребальной обрядности, придумав новое использование снимка. Эта "неоязыческая" практика предписывает нести портрет умершего за гробом, ставить его на поминальный стол, укреплять на памятнике. С религиозной, традиционной точки зрения сохранение визуального образа умершего - это неправильно, но тем не менее уже данность современной культуры.

- Есть еще одна сравнительно новая традиция - носить с собой портреты членов семьи в кошельке или портмоне.

- Обычай ношения семейных снимков при себе впервые был зафиксирован у германских солдат во время Первой мировой войны, а в скором времени отметили его и отечественные этнографы. В таком способе ношения фотографий и тогда, и сейчас кроются два мотива: "предки нас охраняют" - обережная функция, и "мы все равно вместе". Те же функции выполняют портреты предков на стенах. Только раньше в деревенских домах их размещали в главной комнате (свадебный портрет отца-матери, бабушки-дедушки или два их одинаковых портрета анфас), теперь чаще - в спальне.

- Значит, как ни меняется жизнь, в главном она остается неизменной?

- Семейный альбом по-прежнему - символ семьи и рода, а фото - самая значимая часть семейного архива.

Фото: Кабыш Зоя
Фото: Кабыш Зоя
Фото:
Фото из архива И. Разумовой.