- Ответьте, когда мы прекратим платить за холодную воду, как за горячую?! - гневно потребовала жилец дома № 133 на Кольском проспекте пенсионерка Лидия Викторовна, позвонившая в редакцию «Мурманского вестника». - Нам все время внушали, что счетчики - это выгодно. Ну, я поставила себе два - на холодную и горячую воду. И каждое утро теперь наблюдаю, как мелькают циферки на «горячем» счетчике в то время, как вода из крана идет холодная. И идет долго - минуты три, а то и пять, пока теплеть начнет. И все это время из моего кошелька утекают приличные деньги - подогрев-то нынче недешево стоит. Получается, и по нормативу лишнее платим, и по счетчику? Так как же быть?

- Эта проблема действительно существует, но для всех жителей области в разной степени и по разным причинам, - поясняет заместитель главного жилищного инспектора области Алексей Гудков. - Все зависит от конструктивных особенностей системы теплоснабжения, длины и технического состояния сетей. Наибольшее количество жалоб на холодную воду из «горячего» крана поступает из поселков области. Там тепловые трассы зачастую старые, с изношенной изоляцией. Бывает, что она и вовсе отсутствует. Поэтому чем длиннее такая трасса, тем больше вода остывает по пути от теплового центра к квартирам.

В Мурманске необходимость долго сливать воду, пока она достигнет нужной температуры, чаще всего возникает в зданиях, расположенных в удаленных районах, где проходят так называемые концевые участки сетей. Например, в Росте. Бывает, в домах, где нет общедомовых приборов учета, работники обслуживающих организаций чуть приоткрывают спускной вентиль и пускают воду на проток. Попросту говоря, сливают, обеспечивая таким образом ее постоянную циркуляцию, а значит, и высокую температуру. Но сейчас ресурсоснабжающие организации стремятся к учету и экономии. Понятно, что в утечках не заинтересованы ни поставщики, ни потребители коммунальных услуг.

- Работникам областной жилищной инспекции нередко приходится сталкиваться и с такими случаями, когда циркуляцию воды отключают просто по неграмотности. Или потому, что состояние внутридомовых систем таково, что не позволяет им функционировать, как положено, - продолжает Алексей Гудков. - Но в любом случае за их состояние отвечает организация, которой собственники доверили управление домом. И если люди испытывают постоянные неудобства, связанные с плохим качеством горячего водоснабжения, они должны зафиксировать данный факт, а затем обратиться в свою управляющую компанию с требованием исправить ситуацию и сделать перерасчет. Что касается дома, в котором живет Лидия Викторовна, то он находится в центре Первомайского округа. И по идее, горячая вода там должна соответствовать всем нормативам. Но, не исследовав саму ситуацию, о причинах ее возникновения можно только гадать. Это может быть нарушение изоляционного покрытия труб или его низкое качество. Возможно также, что в доме требуется провести гидравлическую регулировку внутридомовых систем отопления и горячего водоснабжения. А может быть, там нужно наладить рециркуляцию горячей воды. Какая из этих версий верна для 133-го дома на Кольском, могут сказать только специалисты после проведения соответствующих работ. Но я вполне могу допустить, что причина на самом деле кроется в обычной смене дня и ночи. По ночам большинство людей не пользуются водой, циркуляция в системе отсутствует, и температура в «горячей» трубе понижается. То есть, даже если система горячего водоснабжения в доме в полном порядке, это не гарантирует «ранним пташкам» горячий душ. И именно на их долю выпадает как сливать, так и оплачивать всю остывшую воду в трубах. Вот и получается: кто первый встал, тот и платит.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ