Встреча руководителя госкомитета по рыболовству Андрея Крайнего с мурманскими журналистами состоялась в минувшую пятницу в кают-компании ледокольного спасательного судна "Стахановец". Разговор шел о том, что сделано комитетом в последние месяцы ушедшего года и что планируется осуществить в наступившем.

Работать будет проще

Главное достижение - это принятие в 2007 году поправок в закон о рыболовстве. Многое сделано и по поручениям президента. Сроки действия квот на добычу биоресурсов промысловыми флотами увеличились вдвое. Сейчас организуется рабочая группа, которая создаст порядок распределения квот, и в нее войдут представители каждого прибрежного региона страны. Аукционы отныне будут проводиться только в отношении новых объектов промысла, а также квот, освободившихся или изъятых у нарушителей. Кстати, впервые достаточно четко установлено, за какие прегрешения последует такое наказание. Кардинально снижены ставки за пользование водными биоресурсами, причем, поставляя улов на российский берег, предприятие заплатит лишь 10 процентов ставки. В минувшем году отечественные промысловики добыли больше, чем в 2006 году. А уловы сайры и дальневосточного лосося оказались рекордными за всю историю отрасли. Таковы вкратце итоги. Что же сулит будущее?

- Сейчас госкомитету по рыболовству предстоит колоссальная работа: к 1 июля мы должны подготовить двадцать четыре постановления правительства, чтобы закон получил инструменты, которые позволят ему эффективно работать, - сообщил Андрей Крайний.

Он отметил также, что обсуждал эту тему с Дмитрием Медведевым во время его визита в нашу область. И первый вице-премьер выразил готовность созвать совещание, цель которого - помочь нововведениям не увязнуть в согласованиях с бесчисленным количеством министерств и ведомств, чтобы постановления были приняты вовремя.

- Думаю, уже в этом году рыбакам проще будет работать, - заявил глава Госкомрыболовства. - Мы примем единый порядок работы в портах, сократим количество контролирующих организаций, которые имеют право досматривать корабль, пришедший с моря. В этом же году предстоит провести масштабную работу по составлению единого хозяйственного реестра, чтобы оставить в нем только добропорядочных рыбаков и избавиться от компаний-рантье, которые рыбу не ловят, а лишь торгуют квотами.

Не задерживай, порт, рыбака!

Длительные проверки, которым подвергаются в российских портах наши же суда, давно стали притчей во языцех. Именно потери промыслового времени, гарантированные каждым заходом домой, заставляют многих рыбацких генералов, направлять свои траулеры с уловом к иностранным берегам, где проверяющих меньше и работать они привыкли пошустрее.

Пока новый единый порядок портового контроля находится в стадии разработки, и на пресс-конференции Андрей Крайний с определенностью смог сказать только о том, что таможенная и пограничная службы, само собой, останутся в числе проверяющих. Вопрос в том, чтобы четко ограничить время их работы. До сих пор она могла продолжаться до трех суток, и простой рыболовецкого судна нередко оборачивался серьезными убытками. Ныне специалисты пришли к мнению, что двух часов для проверки вполне достаточно. А вот вопрос о количестве контролирующих организаций, имеющих отношение к ветеринарии, пока не решен. Сегодня их шесть. Мало того, почти при каждой образовались государственные унитарные предприятии. Порою у капитана или судовладельца чиновники просто вымогают деньги за благожелательную резолюцию. Но в любом случае существуют формально оправданные поборы - та же плата за бесчисленные анализы. Чтобы избавить рыбаков от такого количества сборщиков "дани", предполагается оставить из шести организаций одну. А может, в порту не будет и вовсе ни одной. Сторонники последнего варианта считают, что разумнее, если бы Россельхознадзор проверял качество рыбы не в порту, а непосредственно в районе промысла. И там делал вывод, свободен ли данный район от заболеваний. На взгляд руководителя Госкомрыболовства, этого вполне достаточно.

Поедим свежей рыбки

Сегодня в России сложилась странная ситуация: нашу рыбу свежую и охлажденную продавать нельзя, а импортную - пожалуйста. Врачи Роспотребнадзора объясняют это тем, что существуют санитарные правила, по которым рыбу необходимо замораживать, ибо она заражена гельминтами.

- Непонятно, почему норвежская рыба считается здоровее нашей, если лов ведется в одном и том же районе, - высказал недоумение Андрей Крайний. - Мы считаем, что аргументы санитарных врачей не выдерживают критики. На наш взгляд, в прудовой рыбе гельминтов гораздо больше, тем не менее, ее продают. И потом мы все-таки не японцы, у нас нет повального стремления есть сырую рыбу. А при любом способе приготовления эти проблемы снимаются. Поэтому я думаю, что в этом году мы убедим ведомство Онищенко быть более гибким и дать возможность российскому покупателю есть нашу рыбу. Могу вас заверить: свежей рыбы будет больше.

Биржа выведет на чистую воду

На пресс-конференции шел разговор также о принципах работы рыбной биржи. По мнению специалистов, она поможет нашим промысловикам сделать свой бизнес легальным и прозрачным.

- Когда речь идет о поставках на российский берег, судовладелец или рыбопромысловая компания имеют право выбирать, торговать через биржу или на основании прямых договоров. Но поставки на экспорт будут осуществляться только через биржу. Принцип биржевой торговли таков, что покупатель может узнать, у кого он берет товар, лишь когда сделка закрывается. Это исключает возможность сговора, при котором российская компания, продавая, к примеру, треску якобы на экспорт, на самом деле продает ее своей же компании-офшору. И суммы в документах будут указываться реальные, ведь бывало, что тонна краба по договорам купли-продажи стоила, как пять банок кильки в томатном соусе. Проведение экспорта через биржу - это общепринятая международная практика.

Всем крупным российским рыбопромысловым компаниям будет предложено стать учредителями этой биржи. Ее отделения появятся в пяти главных прибрежных регионах: в Мурманске, Калининграде, Владивостоке, на Сахалине, и Камчатке. Работа биржи должна начаться не позже 1 января 2009 года.

Об "арестанте"

Журналисты, конечно, поинтересовались и мнением руководителя отрасли о скандальной ситуации с траулером "Неманский", который недавно задержали норвежцы.

- Порт приписки судна - Калининград. Компания-владелец "Голден фиш" является банкротом. Траулер осмотр не прошел, из нашего реестра исключен. По документам он находится в отстое с апреля 2006 года. Насколько мы можем судить по тем данным, которые имеем, команда занималась незаконным промыслом. И мы полагаем, что действия норвежских властей абсолютно адекватны. Я бы на их месте норвежцев действовал жестче, - сказал Андрей Крайний. - Единственное, о чем мне лично хотелось бы попросить норвежцев, - это вернуть экипаж нам, чтобы мы провели свое собственное расследование и, если на то будут основания, возбудили уголовное дело. Мне представляется, что капитан должен понести наказание. Потому что примеры, подобные "Неманскому", изрядно портят российско-норвежские отношения в области рыболовства. На связь он не выходил, системой нашей службы мониторинга не наблюдался. Мы считаем, что корабль находится в отстое, и вдруг выясняется, что он дважды вышел в море незаконно. Я полагаю, это чистой воды браконьерство. Команда судна состоит в основном из мурманчан, но матросы не могут нести ответственность за действия капитана и судовладельца. Конкурсный управляющий фирмы-владельца говорит, что у него нет данных о месте нахождения судна, нет связи с капитаном. Получается, что тот действовал как бы на свой страх и риск. В этом надо разбираться. Насколько я понимаю, "Голден фиш" и "Голден фиш норд" (последнее название, как уже сообщал "Вестник", принадлежит компании, которая набирала команду - О. Д.) - суть одно и то же. Я не видел учредительных документов, но даже по тому, как образованы эти названия, очевидно, что речь идет об одних и тех же лицах. Это должно стать предметом отдельного разбирательства.

Новым судам - широкий простор

На пресс-конференции прозвучали удручающие цифры. Около 35 процентов рыбы, продаваемой в стране, - импорт, а специалисты считают критическим уже уровень в 25 процентов.

- Это означает, что великая морская держава сама отдает свой собственный прилавок иностранцам, - резюмировал руководитель комитета. - Доходит до абсурда: в магазинах крупных городов продается филе минтая с надписью ?Мейд ин Чайна?, хотя мы все прекрасно понимаем, что этот минтай был выловлен нашими рыбаками в Охотском море и сдан на береговые предприятия Китая, зачастую нелегально. Сегодня мы будем делать все для защиты своего рынка - чтобы рыбы в стране становилось больше, и не только дорогой, но и дешевой.

Успешное развитие отрасли во многом зависит и от того, смогут ли судовладельцы обновлять флот. Первым шагом в этом направлении стало закрепленное законом наделение их квотами на десятилетний срок. Вторым явилось подписание соглашения с Россельхозбанком о ежегодном выделении рыбной отрасли кредитных ресурсов в размере 50 миллиардов рублей, начиная с 1 января 2008 года. Сейчас комитету предстоит сделать третий шаг - добиться субсидирования 2/3 ставки по кредиту для тех, кто строит флот.

- Если Россельхозбанк сможет дать кредит под 12 процентов годовых в рублях, то мы изыщем возможность 8 из них выплачивать банку из федерального бюджета, - заверил Анатолий Крайний. - Таким образом, кредит для судовладельца, который строит флот, будет составлять 4 процента годовых. Причем даваться он должен не на год или три, а хотя бы лет на пять-восемь, чтобы предприниматель мог не только построить судно, но и окупить его за время действия кредита.

Кроме того, комитет считает целесообразным привлечь одну из государственных лизинговых компаний к решению проблем строительства нового флота, либо создать ее - такую, которая будет заниматься только строительством судов и передачей их по лизинговым схемам рыбопромышленникам.

- Нет более мощных стимулов, чем экономические. Мы не столько заставляем рыбаков работать на внутренний рынок, сколько создаем для этого благоприятные условия, - подытожил свое выступление руководитель Госкомрыболовства.

Фото: Лев Федосеев
Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ